Белорусский речной флот обрел новое дыхание

В первое воскресенье июля работники речного флота Беларуси отмечают профессиональный праздник — День речного работника.

На «голубых дорогах» Беларуси, которые тянутся на 3,5 тысячи километров, трудится 3-тысячный коллектив речников.

Они сами проектируют, строят и эксплуатируют суда, на которых перевозятся массовые навалочные грузы. В основном это песок и песчано-гравийная смесь, которые работники тоже сами добывают из русел рек. Ежегодные объемы перевозимых речным флотом грузов составляют 1,7-2 млн тонн, и перевозка внешнеторговых грузов - самая прибыльная ветвь из всех, в которых работает Белорусский речной флот. По подсчетам речников, за год эксплуатации одного торгового судна можно заработать 10-15 млн долларов.

Основных судоходных рек у нас 6: Днепр, Сож, Неман, Припять, Березина, Западная Двина и Днепро-Бугский канал.

Днепро-Бугскому водному каналу более двухсот лет. Канал для Полесья - это и водоснабжение, и водоприемник мелиоративных вод, это и рыбные пруды, водопропускная система паводков, и, наконец, экскурсии на теплоходе.

Новая жизнь флота

Уже заключено межправительственное соглашение между Беларусью и Украиной о развитии судоходства по внутренним водным путям, подписаны соглашения с Литвой и Латвией об условиях транзита грузов с использованием морских портов. Теперь наши суда могут ходить по территории Латвии и Литвы на тех же экономических правах, что и хозяева.

В первом полугодии 2004 года объем перевозок вырос на 5,2% к уровню прошлого года за соответствующий период. А в международном сообщении - на 12,2%. Это хороший задел для успешной работы в течение всей навигации 2004 года.

Водный туризм приносит убытки

Украинцы говорят, что именно белорусы первыми начали оживлять Днепр.

В этом году началась реконструкция Днепро-Бугского канала. По плану Совета Министров работы должны завершиться за три года. На реконструкцию канала из бюджета должны выделить около 40 млрд рублей. Днепро-Бугский водный канал обеспечивает экологическую безопасность Беларуси. Но, к сожалению, водный туризм - самый экологически безопасный - отсутствует в Беларуси.

В Министерстве транспорта зарегистрирована тысяча судов, из которых 11 - пассажирские. И, по словам директора Управления водного транспорта Бронислава Ивановича Говоровского, все они приносят только убытки:

«Речной транспорт для «делового» пассажира всегда был убыточным не только в Беларуси, России и Украине, но даже в Европе. Если учитывать, что сезон перевозок в году длится примерно 7 месяцев (а у нас получается даже 5), то за это время нужно заработать на перевозках достаточно денег, чтобы хватило на весь год. Не получается уже потому, что наши пассажирские суда приспособлены только для однодневных поездок. Кроме того, нет заказчиков, нет разработок туристических схем. Если бы, например, какая-нибудь туристическая фирма сделала нам заказ на строительство пассажирского судна с удобными каютами (примерно 15-20 кают), то тогда можно было бы говорить о водном туризме. А пока либо поездки должны быть однодневными, либо маршруты необходимо продумать таким образом, чтобы туристы могли где-то ночевать в ходе поездок.

Постройка комфортабельного пассажирского судна обходится Пинскому судостроительному заводу в 300-400 тыс. долларов, а быстроходного - в 500-600 тыс. долларов. Пока все убытки от пассажирских перевозок покрывает прибыль с торговых перевозок.

В целях же дальнейшего наращивания объемов перевозок экспортно-импортных грузов необходимо продолжить переоборудование барж и буксирных теплоходов под перевозку минеральных удобрений. Будущее речного флота - в торговле.

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о