НАС ХОТЯТ ОБУТЬ

Отечественный производитель идет в атаку. Страшная весть на минувшей неделе облетела белорусских потребителей. Их уже в который раз собираются лишить законного права – права выбора. На сей раз нас хотят обуть. В отечественную обувь. И почти силой.

ПЛОХОМУ ТАНЦОРУ…

Положение концерна «Беллегпром» плачевное. Особую грусть вызывает у его руководства обувная отрасль. Потребитель категорически отказывается носить свое, белорусское. Яркое свидетельство тому – снижающийся из года в год объем производства обуви (см. таблицу). При этом платежеспособный спрос на эту категорию товара у нас составляет около 14 млн пар в год. Естественно, что нужно принимать меры. Какие? Самым действенным в этой ситуации стало бы производство качественных и доступных по цене туфель, сапог, ботинок и прочего. Однако выполнить эти условия белорусские «сапожники» не могут.

Председатель концерна Эдуард НАРЫШКИН, регулярно получающий «нагоняи» от вышестоящего руководства, с такой же завидной регулярностью жалуется на недостаток финансовых средств во вверенной ему отрасли. Изношенность фондов превышает по некоторым данным 80%. Денег на их обновление нет. По этой же причине нет возможности купить высококачественное сырье и произвести то, что сможет конкурировать на рынке. А тут еще и китайцы наступают. А за ними россияне. И те, и другие ввозят много обуви. Потребителя устраивает соотношение цены и качества. Особенно летом: Министерство статистики и анализа подсчитало, что в это время почти 80% всей обуви покупается на рынках. Не слишком патриотичные настроения белорусских граждан привели к тому, что 10 из 17 предприятий обувной промышленности являются убыточными. Загрузка оборудования на начало текущего года составляла всего лишь 41,7%. Одним словом, полный крах. Про экспорт и говорить нечего – свой бы рынок хоть как-то удержать.

ОДНИХ ЛЕЧИМ, ДРУГИХ КАЛЕЧИМ

Руководство концерна подумало-подумало и придумало свой рецепт выздоровления. В частности, предложило эксперимент. Длительность его, ни много ни мало, а с 1 июля текущего года по 30 июня 2009 года. За это время «Беллегпром» планирует не только стимулировать производство обуви, но и ее потребление.

Во-первых, предлагается освободить на это время кожевенно-обувную отрасль от НДС и таможенных пошлин при ввозе технологического оборудования для модернизации производства, а также от уплаты таможенных пошлин на ввозимое сырье для собственного производства. Мера, особенно с учетом сложившейся ситуации, вполне логичная. А если еще произвести и реструктуризацию долгов, коих предприятия накопили довольно много, то вполне основательно можно предположить, что у отрасли есть шанс на выживание. Настораживают только некоторые другие запланированные меры.

Итак, во-вторых, концерн просит помощи в конкурентной борьбе на внутреннем рынке. Это, естественно, обозначает, что доля импорт­ной обуви должна уменьшиться, а отечественной – увеличиться. Но, видимо, «Беллегпром» пока на свои силы не сильно уповает, поскольку, например, намечено «ввести для всех предпринимателей процедуру подтверждения российского сертификата происхождения белорусским документом, в том числе с предоставлением копии сертификата завода-изготовителя». Кроме того, планируется проводить «экспертизу обуви на состав применяемого материала». После этого обувь собираются маркировать знаками типа «кожа» или «искусственная кожа». При этом все заинтересованные стороны понимают, что при таких требованиях, естественно, пострадают и предприниматели. Если верить статистике, чуть ли не каждый второй «индивидуал» занимается обувью. Но если стремление «выгнать» импортную обувь любым, пусть даже и таким нерыночным способом, можно объяснить желанием «Беллегпрома» удержаться на рынке, то почему должен страдать рядовой потребитель, не вполне понятно. Может быть, сначала лучше было бы научиться делать действительно качественный и востребованный товар, а потом активно насаждать его на рынках и магазинах? Может быть чиновникам «Беллегпрома» стоит пройтись по магазинам и посмотреть, как реагирует покупатель на производимую у нас обувь? А то ведь неровен час, импортные сапожки придется доставать по блату. Комментарий

КОММЕНТАРИЙ

Валентина, индивидуальный предприниматель (фамилию по просьбе собеседницы не указываем)

– Я считаю, что подобные меры просто «убьют» мой бизнес. Мы в который раз наступаем на одни и те же грабли. Проблема предоставления сертификатов соответствия, вернее, невозможности их предоставления, уже поднималась в феврале прошлого года, когда предприниматели столкнулись с трудностями перехода на уплату НДС по стране назначения. Сейчас все то же самое. Мы возим товар, который покупается на оптовых рынках, в той же Москве. Как правило, предоставить необходимые документы они не могут. Работать же напрямую с заводом-изготовителем практически невозможно.

Да, я не отрицаю, что большая часть обуви, которую я привожу в Беларусь для реализации, китайского производства. Но она разного качества: есть хорошая, а есть и та, которую мы называем «ширпотребом». Хотя я бы с удовольствием занималась бы, например, только итальянской или хотя бы российской обувью, но это не окупится. Люди, кстати, сами понимают, на что они идут, покупая обувь «подешевле».

Более того, я бы с удовольствием продавала бы и обувь, сделанную у нас. Ведь есть хорошие вещи. То же «Марко», предположим, выпускает довольно приличные мужские ботинки и туфли, есть хорошая детская обувь… Но тот же «Белвест» я бы и сама никогда не надела. Кроме того, с нашими производителями тяжело договариваться. Они хотят сбывать товар большими партиями, а у меня, например, нет денег, чтобы ее всю купить. Тем более нет гарантии, что покупатель все раскупит.

Как решать проблему? Ну, естественно, делать более качественную обувь, следить за тенденциями моды, разнообразить ассортимент… Но я понимаю, что это в течение недели не сделаешь. Лично мне было бы проще работать, если бы у нас создали какие-нибудь крупные оптовые рынки по принципу автомобильных таможенных складов. Тогда бы предприниматели там бы все закупали, и не было бы проблем с документами. Насколько я помню, эти меры предусматривались еще в прошлом году, во время предпринимательских забастовок. Я думаю, что многие снова выйдут на улицу, если не будет найдено компромиссное достойное решение.

Оставить комментарий