ОТ ТРАДИЦИИ К РИТУАЛУ

На предпасхальной неделе светская жизнь в столице не утихает. Наоборот – активизируется. Премьеры, выставки, юбилеи. Но это вечером. А солнечным утром выходного дня на дверях родных подъездов граждан подстерегают объявления: «Всем жильцам дома N в 9.00 собраться возле первого подъезда. Инвентарь – лопаты, грабли, рукавицы, мешки для мусора можно получить на месте». И жильцы собираются, вспоминая товарища Ленина. Который, в общем-то, ни в чем не виноват.

Еще в Талмуде рассказывается, как царь Египта объявил о всеобщих работах, сам вышел на них и начал таскать камни. Лояльные граждане, в том числе и евреи, вышли на помощь царю. Когда евреи втянулись в работу, царь и его слуги один за другим ушли, приказав евреям продолжать. Они и продолжили. И стали рабами.

Другие источники отсылают нас в древнеримскую империю. Всем известна любовь римлян к проводке канализаций, где бы они не находились. И тогда эта система работала не без прорывов. На починку бросали весь местный люд, рабский и свободный.

Одни архивисты говорят, что таскать субботнее бревно – изобретение отнюдь не коммунистов. Оказывается, в летописях разных народов есть упоминания о так называемых всеобщих (народных) площадных игрищах.

Другие склонны считать, что имеется в виду не празднование религиозного или государственного праздника, а именно всеобщая уборка территории. Летописец IV века рассказывает в берестяных грамотах, как невольные зачищали дома и хозяйство боярина. И именно весной. В лихие времена после отмены крепостного права, гонимые генной памятью крестьяне собирались у поместья и долго требовали себе даровой работы по зачистке запущенной за зимний период территории. Доходило даже до бунтов.

Батька Махно тоже любил субботники. Любую украинскую деревеньку, которую он занимал на время, он объявлял чистой зоной и выгонял народ чистить дороги, речные склоны и даже поля от лишней травы.

А Ленин… 12 апреля 1919 года, в период Гражданской войны и военной интервенции, в ответ на призыв Владимира Ленина улучшить работу железных дорог, инициатором субботника (тогда он назывался коммунистическим) выступила партийная ячейка депо «Москва-Сортировочная» Московско-Казанской железной дороги. В ночь на субботу 15 коммунистов депо, проработав 10 часов, отремонтировали 3 паровоза. Вскоре Владимир Ильич публикует знаменитую статью «Великий почин», где впервые употребляет слово «субботник», а через некоторое время и сам принимает участие в одном из первых субботников, перенося с помощью товарищей четырехметровое бальсовое бревно от Оружейной палаты до Царь-пушки. С тех пор субботник приобретает традиционный характер, неизменно повторяясь из года в год, и постепенно становится своеобразным ритуалом, цель которого, как и всякого ритуала, трудноуловима и ощущается лишь интуитивно.

Всю неделю мы трудимся в коллективе, бок о бок с сослуживцами. Пьем кофе, моем за собой чашки, протираем монитор и клавиатуру, поливаем цветы. В штате нашем есть уборщица, которая моет полы, стены, окна и рабочие поверхности. Собираться в субботу, раз в году, для того, чтобы в отсутствие уборщицы проделать все это – верх абсурда. Но, быть может, нужно выйти на улицу с граблями? Безусловно. Если в нашем городе не хватает работников коммунальных служб. И не раз в год, а еженедельно. Иначе родные подъезды и газоны будут завалены грязью. Избежать этого можно лишь в случае, если все жители города всю рабочую неделю будут сознательно делать свое дело. А в выходные – культурно отдыхать.

Оставить комментарий