СКРИПЯ ЗУБАМИ, или Как выжить на частном медицинском рынке?

Государственная и частная медицина, несмотря на декларируемое равенство, пока не слишком дружно уживаются на белорусском рынке. Еще в феврале (см. №8 (445) от 23.02.06 г.) «ЭН» говорили о том, что, по имеющейся информации, Министерство здравоохранения разработало комплекс мер по недопущению резкого роста цен в 2006 году на платные медицинские услуги.

Среди мер, например, значился и «пересмотр нормы расхода основных и вспомогательных материалов», и «сокращение посредников при закупке лекарственных средств, изделий медназначения, медтехники, других материалов», и рекомендация «применять систему скидок к тарифам на оказываемые платные медуслуги».

Подробнее об этих и других проблемах частников на медицинском рынке с корреспондентом «ЭН» согласился поговорить один из руководителей медицинского центра. По понятным причинам фамилию собеседника и место его работы мы не указываем.

– Одним из требований Министерства здравоохранения, как мне известно, является персональная ответственность руководителей всех форм собственности за соблюдение установленного правительством на 2006 год предельного индекса изменения тарифов на платные медицинские услуги не более 0,6% в месяц. Как это можно осуществить на практике, и как соотносится с введенным НДС на услуги в размере 18%?
– Дело в том, что, по мнению Министерства здравоохранения, можно разделить медицинскую услугу и материалы, необходимые для ее оказания. Следовательно, теоретически предприятия, оказывающие медуслуги населению, имеют право на льготу по уплате НДС на сумму списанных материалов. В таком случае, во-первых, должен быть четко налажен раздельный учет по продаже услуг и материалов. Во-вторых, чисто формально, но все же появляется повод, чтобы говорить о продаже материалов населению. Но для этого нужна лицензия! Потом возникает вопрос о применении минимально разрешенных норм отпуска медикаментов. Ведь продавец не имеет права продавать покупателю половину таблетки. Но, например, в стоматологических услугах в норме расхода заложены десятые, сотые или даже тысячные доли граммов препаратов. Те же пломбировочные материалы, спирт, спрей, протравку практически невозможно взвесить перед употреблением без нарушения свойств. Некоторые материалы вообще не участвуют в конечном результате, а используются только в промежуточных операциях. А ведь вопросы относительно этого неминуемо возникнут у налоговых органов.

Наладить раздельный учет материалов в той же стоматологической услуге невозможно. А значит, нет возможности использовать льготу по НДС на сумму материалов. В итоге 18% НДС нужно платить со всей выручки, а включать НДС в стоимость мы имеем право только на зарегистрированную услугу (без материалов). Следовательно, предприятие будет недостающую сумму уплачивать из своей прибыли. Кроме того, пока неизвестно, когда появятся четкие рекомендации Минздрава по методологии уплаты НДС, согласованные с налоговыми ведомствами и Минюстом.

– Как обстоит дело с реализацией принципа равенства субъектов хозяйствования? По крайней мере, выдвинутые требования, как заявляет Минздрав, касаются всех игроков на рынке независимо от формы собственности.
– Приведу простой пример: медики, работающие в частной медицинской структуре или у индивидуального предпринимателя в качестве врачей, медсестер, имеющие дипломы, проходящие курсы повышения квалификации, не имеют для Минтруда и соцзащиты статуса медработников, так как все частные медицинские центры не имеют статуса поликлинических или амбулаторно-поликлинических. А только в этом случае медик имеет право на досрочную пенсию и прочие социальные льготы для этой категории граждан. Чем специалисты, работающие в частных структурах, хуже «государственных» медиков?

– Насколько вообще комфортны условия работы, существующие сейчас на медицинском рынке?
– Я не буду жаловаться, что все отвратительно, или хвалиться, что все прекрасно. Просто укажу на некоторые факты. Например, Минздрав искусственно сдерживает рост цен на медуслуги, в то же время рост цен на прохождение курсов повышения квалификации врачей, зубных техников и прочего среднего персонала, а также на сдачу категорий происходит в арифметической прогрессии и не сдерживается никакими предельными индексами повышения цен. Таким же образом растет стоимость услуг таких государственных монополистов, как медтехноцентра, заключающего договоры на техническое обслуживание и освидетельствование медицинского оборудования.

Серьезные вопросы по части лицензирования. Так, при наличии нарушения лицензионных условий в каком-то отдельно взятом подразделении или по какому-то одному из видов услуг предприятие лишается лицензии на все имеющиеся подразделения и услуги.

Много проблем и с тем, что не приняты и не действуют на территории Беларуси российские сертификаты соответствия на материалы, оборудование и изделия медназначения. При строительстве Союзного государства это было бы весьма актуально. Поскольку отечественный производитель на рынке отсутствует, а поставщикам невыгодно регистрировать многие необходимые для нашей работы медицинские изделия по причине убыточности данной регистрации.

Или вот совершенно анекдотическая ситуация возникла в октябре прошлого года. Теперь городское патологоанатомическое бюро (МОРГ) не имеет права оказывать услуги исследований биопсийного материала (образцов тканей) частным структурам, зато, согласно новому решению, частные структуры получили право создавать свой собственный морг! Это еще раз подчеркнуло то, в каком состоянии находится сотрудничество государственных организаций здравоохранения и предпринимательских структур.

Оставить комментарий