Праздник для цыган

8 апреля 1970 года в Лондоне состоялся Первый международный цыганский съезд. С того времени 8 апреля европейские, канадские, американские цыгане отмечают свой национальный праздник. Но в Беларуси эта дата ничем не обозначена. И мало кто вообще тут знает, что у этого, когда-то кочевого народа, есть свой день в календаре.

Об особенностях жизни «народа в народе», наш разговор с делегатом Европейского форума цыган и кочевников СЕ Николаем КАЛИНИНЫМ.

– Для начала, Николай, давай уточним, как белорусский цыган попал в Совет Европы, ведь наша страна там не представлена?
– Это так. Но там решили, что белорусские цыгане должны быть представлены в Европейском форуме цыган и кочевников. И меня пригласили – как одного из защитников прав цыган на территории нашей страны.

– Почему в нашем календаре никоим образом не обозначен день цыган?
– Пока общество, с точки зрения толерантности, недостаточно созрело для того, чтобы признать, что данные люди имеют право на свой национальный праздник. Но можно ожидать, что не в этом году, так в следующем при помощи Европейского форума цыган и кочевников будет озвучено предложение о введении этого праздника.

ПРОБЛЕМА, КОТОРОЙ НЕТ?

– Какие проблемы существуют у твоего народа в Беларуси?
– Проблемы везде у цыган одинаковые. Основная – низкий уровень образования. Для Беларуси это тоже актуально. 95% людей, достигших 18 лет, не имеет законченного среднего образования. Результат этого – маргинализация цыганского общества и безработица.

– В Беларуси любому гарантирован средний уровень образования. Он, фактически, даже обязателен. Цыгане, похоже, сами не очень заинтересованы в учебе своих детей?
– Не заинтересованы, полагаю, потому, что образование как таковое не дает явных преимуществ. Не влияет напрямую на материальное благополучие. Цыгане это прекрасно понимают. Немалую негативную роль в этом играют и традиции. Если девушке 15 лет, она уже невеста. Не до образования ей уже. А что касается мужчин, то у них есть определенное стремление к образованию. Но традиция такова: юноша после определенного возраста должен кормить себя сам. А получать, например, высшее образование и одновременно честно зарабатывать себе на пропитание слишком сложно.

– Ну так что мешает получить рабочую специальность, трудиться на заводе?
– Сейчас, как это ни странно звучит, довольно много цыган идет работать. На завод, или дворниками, уборщицами. Идут в службу занятости, получают рабочую специальность. Статистики, увы, такой нет, но тенденция просматривается. Теневой бизнес постепенно исчезает. Все меньше в Беларуси возможностей себя не афишировать и вместе с тем прекрасно жить. Поэтому наше общество вынуждено двигаться в сторону прогресса.

Цыгане могут трудиться. Но им важна и отдача. В Москве ситуация более приемлемая – знаменитые семьи открывают свои рестораны, и они пользуются успехом. Наши цыгане, например, создают музыкальные коллективы. Но гастролируют в Литве и Польше. Там другие люди, более раскрепощенные, что ли, без особых предубеждений насчет цыганского народа. И у них больший материальный достаток. И цыганские коллективы там это экзотика.

У нас же немало объявлений о том, что женщины оказывают услуги вроде гадания. Такие даже регистрируются официально, платят налоги. Кто-то занимается частным бизнесом, торгует на рынке. А в Минске сейчас молодые люди делают цыганские дискотеки. Арендуют помещение в клубе или ресторане, в большинстве случаев – в понедельник (это для цыган выходной день), где собираются люди, приглашаются музыканты, ставится аппаратура, нанимается охрана.

– Почему выходной – в понедельник?
– Так уж традиционно сложилось. Обычно по понедельникам не работают рынки…

ЦЫГАНСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

– У вас собственная структура самоуправления. Насколько барон может влиять на цыганскую общественность? Может ли он рекомендовать изменять порядки, получать образование, вливаться в белорусское общество?
– Благодаря нашим традициям мы не ассимилировались, сохранили свою нацию. Что же касается рекомендаций… Каждый выбирает свою жизнь сам. Об этом никто ни у кого не спрашивает. Кто-то хочет тянуть кошельки, кто-то – торговать на рынке одеждой. Но нельзя сказать, что социализация не идет сама собой. Идет, пусть и незаметно. Повторюсь: теневой бизнес в Беларуси постепенно исчезает. И все больше цыган хотят работать легально.

– Периодически в СМИ появляются фотографии «цыганского барона». Что за странная публичность?
– Барон – человек непубличный. Если он становится публичным человеком, теряется сам смысл этого социального института цыган.
В цыганском обществе порою возникают спорные ситуации, конфликты, денежные вопросы, вопросы долгов. Мы не ходим в гражданские суды, не обращаемся в милицию или другие официальные органы для защиты своих прав. Специфика отношений такова, что не всегда можно государство ставить в известность о наших проблемах. И должен быть кто-то, решающий такие вопросы. Этот институт самоуправления необходим.

Барон – человек, пользующийся максимальным авторитетом, его функция – и восстанавливать в правах, и выносить решение, каким образом наказать провинившегося. Естественно, в Беларуси есть только один барон. Их не может быть два, как у Беларуси не может быть два президента. И он не будет выступать с заявлениями в СМИ. По крайней мере, пока такого не случалось.

БАРОНЫ-САМОЗВАНЦЫ

– Тогда кто «светится» в газетах?
– Другие люди. Года три назад живущий под Минском товарищ позиционировал себя как цыганского барона. Не знаю, что там с ним случилось, но сейчас о нем не слышно. А три года назад про него писала центральная государственная пресса. И у него было даже удостоверение «цыганского барона», выданное ему самим собой. С фотографией, печатью его общественной организации.

Был человек, называющий себя бароном, и в Калинковичах. Там когда-то сменился начальник милиции, и новый взялся наводить порядок. Начались обыски, цыган стали приводить в милицию, снимать отпечатки, фотографировать, заносить в картотеку. На всякий случай. И один из активистов цыганского движения, который к каким-либо титулам не имеет отношения, напечатал себе визиток с надписью «цыганский барон РБ». И пришел к новому милицейскому начальнику с требованием прекратить бессмысленные репрессии, а то он будет жаловаться в ООН. Вся затея «барона» закончилась, в принципе, ничем.

Так что если в газете появляется материал с фотографией цыгана, именующего себя бароном… тут можно только улыбнуться. Но никто из цыган по поводу самозванцев выступать не станет. Никто не будет доказывать обратного. В этом нет нужды.

– Есть ли у цыган общая касса, подконтрольная барону?
– Нет. Есть богатые люди, которые по широте своей души или из христианских побуждений выделяют какие-то денежные средства бедным людям.

И у нас есть система взаимопомощи. Когда один из членов группы попал в неприятную историю и есть нечестный милиционер, который согласен за определенные средства закрыть глаза на проступок, то или родственники, или вся община (это чаще бывает) понемногу собирают деньги. Но «общака» нет.

Кстати, практически каждый цыган с охотой жертвует деньги на помощь. Поскольку потом вырученные люди становятся его должниками.

НЕРЕШАБЕЛЬНЫЙ ВОПРОС

– Специфическое внутреннее строение цыганского общества, система самоуправления, не способствуют вливанию цыган в общество белорусское.
– Да, не способствуют.

А проблема дискриминации все равно существует. Тот же цыган с высшим образованием – кому он нужен? Кто возьмет на предприятие цыгана-бухгалтера? Какой банк захочет у себя видеть цыгана-экономиста? Или кто возьмет цыгана в правоохранительные органы?
Впрочем, цыгана-ядерного физика тоже представить сложно… Вот такая получается дилемма.

ВМЕСТО ВЫВОДОВ

– В Беларуси шесть общественных организаций, призванных бороться за права цыган…
– И они очень похожи. Приведу пример одного из украинских городов. Двадцать тысяч населения, там 4 цыганские организации и пятая – в процессе регистрации. Украина хочет попасть в Совет Европы. А там есть программы европейской комиссии, направленные на рома.

У нас появление шести цыганских организаций совпало с временем выплат Германским правительством по линии Холокоста. Сейчас Германия проекты свернула. И часть из этих шести организаций фактически бездействуют.

СКОЛЬКО ЦЫГАН В БЕЛАРУСИ?

Называются самые разные цифры. Официальная статистика – 10,5 тысячи. Но это данные переписи населения, когда цыгане, на всякий случай, приписывали себе все возможные национальности. Реальное их количество неизвестно. По мнению Николая Калинина, цыган около 45 тысяч.

2
Оставить комментарий

  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Михаил

Что за чепуху пишет этот Калинин. Он вообще кто такой что бы высказываться от имени все цыган? Его практически не знает не кто.Еще один деятель фанерный. Что он может барон или что то приблизительно понимает о цыганской жизни. Слышал звон да не знает где он. и пора прекращать эту брьбу за права цыган, кто эти права у вас заберает.За свои бейтесь а за всх не надо ибо вы не в курсе дела даже рядом. И здесь с правами все в порядке, а ели вы хоит себе что то на этом нажить так не стеснйтесь сейчас это модно, но вы не… Подробнее »

Jen

лучше обратитесь к Donna Julietta на http://www.liveinternet.ru/users/donna_julietta/profile растолкует всё по делу))))