ЭРА ПОСТУПЛЕНИЯ: ВСЕ КРУГИ АДА

Последние месяцы накануне вступительной кампании – едва ли не самые сложные для абитуриентов. В это время на фоне весеннего авитаминоза может заметно ухудшиться физическое состояние выпускников, а психическое напряжение и вовсе спровоцировать нервное расстройство. И в самом деле: за пару месяцев до подачи документов в вуз кому-то вдруг начинает казаться, что не поздно еще передумать и выбрать другую специальность, кому-то – что он никогда в жизни не поступит.

По мнению первого проректора Женского института «ЭНВИЛА», кандидата психологических наук, доцента Виктора Морозова, психическое состояние современных абитуриентов характеризуется прежде всего повышенной тревожностью. «Впрочем, не следует считать, что в каких-либо других условиях или в какой-либо другой стране можно избежать повышения тревожности в преддверии предстоящего поступления в вуз. Все вышеперечисленное – это закономерно возникающие явления. И, поверьте, далеко неслучайно те задания, с которыми предстоит справиться абитуриентам в процессе поступления в вуз, называются вступительными испытаниями, – говорит Виктор Морозов. – С другой стороны, в предшествующие годы постоянно вносились изменения в правила приема в вузы, осуществлялся поиск условий, гарантирующих каждому равную возможность стать студентом… (здесь достаточно упомянуть введение централизованного тестирования). Психологам хорошо известно: ломка сформировавшихся за много лет стереотипов поведения не всегда проходит гладко, встречаются срывы, отказы от продолжения деятельности, люди часто начинают рассуждать по схеме: «Да, это зло, но зато хорошо известное зло…», и т.д. Как мне кажется, имел место недоучет психологической составляющей, которая в любых социальных преобразованиях играет не менее важную роль, чем организационная сторона дела.

Что же касается ситуации, которая будет иметь место нынешним летом, то хотелось бы дать один простой совет родителям будущих абитуриентов: пожалуйста, внимательно отнеситесь к психическому состоянию детей перед поступлением. Выбор лучше делать заранее, тем более что новые правила приема в вузы практически не оставляют возможности для изменения решения непосредственно в процессе поступления в вуз. При этом выбор должен быть разумным: надо трезво оценить запросы и способности своего ребенка».

ВСЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ

Впрочем, будьте готовы к тому, что с выдачей студенческого билета и зачетной книжки для вас и ваших детей начнутся новые испытания. Специалисты считают, что особенности психического состояния абитуриентов можно спроецировать и на студентов на начальном этапе обучения. В период адаптации здесь закономерно могут появляться специфические психические барьеры.

«Существующая система образования в вузе часто отличается от того, к чему девушка или молодой человек привыкли в школе, – отмечает психолог. – Это касается и распорядка дня, и подходов к оценке знаний, и межличностных отношений. Для того, чтобы студент уверенно чувствовал себя в начальный период обучения в вузе, он должен обладать не только высоким интеллектуальным потенциалом, но и в некотором смысле развитыми «бойцовскими» качествами. Все вышеперечисленное наносит молодым людям психические травмы и в отдельных случаях ведет к последующей невротизации личности. На преодоление подобных проблем требуются и силы, и время, не говоря уже о том, что это не способствует высокой эффективности обучения. Поэтому, делая свой выбор в пользу того или иного вуза, той или иной специальности, примите во внимание и данное обстоятельство».

КОНТРАСТЫ НА ВЫБОР

Современная белорусская система образования, возможно, и не может похвастаться большим количеством высших учебных заведений, но определенный выбор все-таки предлагает. К примеру, некоторые из вузов целенаправленно создают «домашнюю атмосферу», другие – предлагают в какой-то степени закрытое обучение, третьи – делают ставку на универсализм образования.

«Если вы решили во что бы то ни стало добиться в жизни всего, надо выбирать тот вуз, который даст вам максимум условий для развития личности и получения специального образования, – советует Виктор Морозов. – В то же время, если ваши запросы более умеренны, если вы не столь рветесь к жесткой конкуренции, то стоит обратить внимание и на дополнительные факторы, которые позволят вам в спокойной комфортной обстановке получить весьма качественное образование».

Как и все на свете, любой из вариантов выбора высшего учебного заведения имеет слабые и сильные стороны. К примеру, можно опасаться, что «домашняя атмосфера» вуза может сформировать выпускника, недостаточно подготовленного к реалиям современной жизни. В то же время, считают психологи, жесткая конкуренция способствует формированию не только лидерских качеств и прагматизма, но и излишней агрессивности, недостаточной социальной пластичности, может отрицательно сказаться на способности к эффективной коммуникации, ведет к внутриличностным конфликтам. Кроме того, борьба часто требует от человека поступиться определенными моральными принципами. «К счастью, в Республике Беларусь сегодня есть выбор и каждый молодой человек может его сделать самостоятельно, – подводит итог Виктор Морозов».

БОЛЬШЕ ПРИНЯЛИ, БОЛЬШЕ ОТЧИСЛИЛИ

В соответствии со статистическими данными Минобразования, в 43 высших учебных заведениях республики на данный момент получают образование 325.128 человек. Из них 178.137 – на дневном отделении (в 2005 году поступило 43.121 человек), 1.725 – на вечернем (в 2005-м принято 151), 145.266 – на заочном (в 2005-м принято 34.471 студентов).

В целом в 2005 году в государственные вузы поступили 77.743 человека, что на 2.499 студентов больше, чем в прошлом. Из них 45.209 человек (58,2%) учатся на договорной основе.
В то же время из госвузов по причине неуспеваемости (по данным на начало 2006 года) было отчислено 13.117 человек, что на 3.322 человека больше, чем в прошлом году.

59,8% от общего числа студентов вузов системы Минобразования составляют женщины. Наибольшее число женщин – 17.822 чел. (76,2% от общего количества студентов) учатся в Белорусском государственном экономическом университете. В Минском лингвистическом университете этот показатель составляет 5.491 чел. (86,9%), в Белорусском государственном педагогическом университете – 16.826 чел. (85,8%).

В вузах государственной формы собственности получают образование 2.450 студентов, которые постоянно проживают на территориях иностранных государств. В вузах системы Минобразования таких студентов 1.726 человек.

177 студентов республики, в том числе 54 студента системы Минобразования направлены на учебу в иностранные учебные учреждения (в Россию – 116, в Германию – 19, в США – 11, в Англию – 5 и т.д.).

Оставить комментарий