БЕЛЫЙ АНГЕЛ ПРИЛЕТЕЛ

В марте этот спектакль прошел трижды. Апрельская афиша предлагает два показа. Люди, за пятнадцать минут до начала, «ломятся» в кассу, в надежде, что распространители вернут недораспространенные билеты. Билетов нет. Такого ажиотажа в Республиканском театре белорусской драматургии не бывало со времен «Вольнай сцэны».

Критики недоумевают: «В чем, собственно, дело? Ничего особенного, в плане культурной революции…»

Зритель заливает форумы бурлящими эмоциями: «Страшно. Захватывает и трясет от всестоЯщей стены обрекающей глухоты и одиночества самоизолированности всех. Вязкой глухоты и черствости. В последнем эпизоде – трепетно до «мурашек», и тепло от уверования и обнадеживания и положительного убеждения…»

«Сложно сказать слово «ВИЧ», и при этом поставить зрительский спектакль. Тут важно проблему грамотно оттенить. Не засмеять ее и не закопать в безудержном нуаре. За это буду долго хвалить сначала драматурга, потом режиссера…»

Премьера пьесы Дианы Балыко «Белый ангел с черными крыльями» в РТБД – событие значительное по нескольким причинам. Во-первых, режиссер Венедикт Расстриженков долго выбирал материал для работы, которым мог бы «заболеть», и «заболел» именно «Ангелом». Во-вторых, Валерий Анисенко десять раз на дню по телефону и лично отказывает авторам, потому как всех же не поставишь, а «Ангела» к постановке принял. В-третьих, несмотря на отсутствие денег, болезнь режиссера и прочие всякие препоны, премьера состоялась. В-четвертых, ее ознаменовали битковые аншлаги, и все вдруг заговорили о современной белоруской драматургии, которая, все-таки, есть.

Ей непритворно радуется зритель, утомившийся дремать под вялотекущие академичные страдания нафталинных исторических персонажей. Главная героиня – Нина Вич – живет сегодня. Молодая поэтесса, перипетии судьбы которой приводят ее в Центр профилактики СПИДа. Она сдает анализ на ВИЧ. И ее жизнь превращается в настоящий кошмар тотального одиночества и непонимания, пока она ждет результата. Первый – положительный. Второй - положительный. Дожидаться третьего нет никаких сил, и она решает покончить с собой. А в это время доктор в Центре держит в руках бланк с отрицательным результатом…

Да, о СПИДе говорено-переговорено. Но все равно масса «нормальных» граждан не желают работать, ездить в транспорте, ходить в бассейн со «спидозниками». И сколько не уверяй Максим Мирный с экрана, лучезарно улыбаясь, что «будет он отрицательным, или положительным, жизнь будет продолжаться», достаточно представить себя на месте героини, чтобы понять всю несовместимость с жизнью положительного результата.

Венедикт Расстриженков, поставивший на сцене РТБД полюбившиеся зрителям спектакли – «Мистер розыгрыш» и «Парадоксы страсти», искал «эмоционально честную» пьесу. И в том преуспел. В «Ангеле» каждый персонаж - Роль. Правда, распределение ролей не всегда удачно. Из стопроцентных попаданий: Бабушка – Татьяна Мархель, Каша – Вероника Буслаева, Медсестра – Вера Шипило. Доктору – Александру Марченко, к сожалению, не помогли походы в реальный Центр профилактики СПИДа. Он так и не определил для себя свою сексуальную ориентацию. И оказался слабым звеном в дуэте с блистательной Медсестрой. Нина Вич – Елена Боярова, местами чересчур суетится и «шумит», местами грешит самолюбованием. Можно покритиковать «плакатные» костюмы и декорации Елены Игруши. Можно пожурить композитора Тимура Калиновского за скудное музыкальное оформление. Но все это не избавляет от «мурашек». И за это буду хвалить драматурга, режиссера, всю постановочную группу. Людей, давших «Ангелу» жизнь. И вложивших свой «кирпичик» в строительство белорусского современного театра.

Оставить комментарий