ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

В списке самых таинственных, редких и недоступных изданий книга замечаний и предложений – вне конкуренции. Ее обязаны предъявлять по первому требованию. Однако несмотря на все предписания и декреты, она хранится за семью печатями, а уж если предстает перед потребителем, то всегда без энтузиазма.

У всякой легенды есть свои герои. Есть они и у жалобной книги: яркие и запоминающиеся, в реальной жизни они встречаются очень редко. Припоминается мужчина средних лет, отчаянно просивший (вот уже 30 минут, по его словам) книгу замечаний и предложений. Глядя на беснующегося пассажира, у которого «съели» жетон, пока он возился с сумками, работницы станции метро «Восток», смущенно пожимали плечами (вот шуму-то из-за пустяка!), да посмеивались со стоящими наготове милиционерами. Книга не появлялась. На мой вопрос стражам порядка, почему на волнение потребителя не реагируют не то что по первому требованию, а уже в течение получаса, я получила вполне достойный ответ. Мол, какое мне дело, гражданин пьяный, а мне бы лучше и не вмешиваться. А потом страж порядка пригляделся и на всякий случай сказал, что за книгой уже пошли. А мужичок все так же отчаянно требовал специальные страницы, чтобы изложить на них свою обиду. Финала я так и не дождалась и уже в поезде вспомнила, что в «Декрете Президента РБ о совершенствовании работы с населением» не сказано ни слова о проверке на алкогольное опьянение потребителя, требующего книгу замечаний и предложений.

ПИСАТЕЛЬ-ПРАВДОРУБ
Героем этой статьи будет человек небольшой, как мы с вами, незаметный, но тем не менее заслуживший себе среди работников белорусской таможни прозвище «писатель Шамякин», дескать, за правду борется. Постоянно сталкивающийся с работой государственных чиновников, обыкновенный работник-грузоперевозчик, простаивая сутками в приграничных очередях, начал писать. И сегодня в беседе с нами он расскажет о своем опыте общения с книгой (позвольте для кратности так ее и называть – книга).

– Пишу я постоянно, много, но, к сожалению, в ответ получаю только отписки, – рассказывает писатель. – Вчера опять писал, сутки простояв на границе. Опять добрался до начальника смены, который спросил, получил ли я его очередную отписку. Ну, получил. «Получишь еще одну такую же, пиши, пиши!» – сказал начальник. Написал и вышел к своей машине, рассчитывая получить очередное послание: мол, с уважением, докладываю, что таможня работает хорошо, строго по регламенту, без нарушений. А ведь мне известно, что грузовая таможня работает отвратительно, безосновательно задерживая работающих людей, желающих им же заплатить деньги. Дело в той мифической талонной системе, что так удачно прикрывает чиновничье безделье. Приезжаете вы на границу, скажем, в полночь, о чем и говорит талончик, который полагается водителю при сдаче документов. Но талона этого никто, кроме таможенника, не видит. Ты же только знаешь, что официально есть нормы времени, предусмотренные на обработку одного груза. Ты сдал документы в полночь и простоял всю ночь, а то и сутки, наблюдая перед собой все те же надвигающиеся машины. Наконец оформивший груз таможенник отправляет тебя с миром и ставит на талоне время – 00.45. Получается, что я, неразумный, простоял на границе целый день, а по документам мой груз оформили за 45 минут. Если бы такой талон фиксировался в электронной базе и отсчитывал реальное время ожидания (как в Германии), то таможеннику было бы крайне сложно приписать, что ему угодно. А так попробуй докажи что-нибудь. Может, коллективная жалоба дала бы какие-то результаты, но не все станут писать и добиваться правды, как я.

– А почему, на Ваш взгляд, многие отказываются связываться с книгой?

– Во-первых, из-за недоступности самой книги. Вот вам простой пример: я только что из 19-й поликлиники, где после года поисков наконец нашли медицинскую карту моей дочери. Книги я не боюсь и сразу решил написать благодарность медсестре за находку. Книгу долго искали. Не нашли. Вспомнили, что она у главврача. Мы долго ходили по коридорам и этажам. Меня периодически спрашивали, что именно я хочу написать в книге. В итоге ее так и не нашли, а главврач сам выдал мне листочек бумаги, чтобы я на нем написал все, что мне заблагорассудится. А ведь книга должна быть на видном месте и выдаваться по первому требованию. И уж точно я никому не должен рассказывать, что я в ней собираюсь написать. Многие не хотят терять время на поиски книги, нервы на просьбы выдать ее. Книгу прячут надежно: ведь по замечаниям в ней надо принимать какие-то меры. Но я уверен, что она работает, если ее так сильно прячут.

А еще люди боятся возможного притеснения после общения с книгой. Это касается особенно тех, кто сталкивается с работой одного и того же чиновника. Придраться могут по любому поводу. Я лично это чувствую, когда говорят: «это тот писатель едет, сейчас мы его проверим». Но писать и жаловаться на некачественные продукты, плохое обслуживание непременно надо, ведь нас так и норовят обвесить, обсчитать, подсунуть что-то просроченное – без нашего вмешательства они совсем обнаглеют.

УЙДЕМ В ДЕКРЕТ!

После встречи с писателем мы решили обратиться в Минское общество потребителей, чтобы получить свои главные информационные козыри для равноправной игры с продавцами и предпринимателями. Итак, книга хоть зачастую и хранится в сейфах руководителей, поскольку они «очень боятся ее потерять», должна быть предъявлена по первому требованию. Если начальника нет на месте, требования нужно выражать администратору или заместителям: они тоже вправе решать «книжный» вопрос. Книга должна храниться в местах реализации товаров, выполнения работ и услуг. Если книга «не нашлась», в соответствии с Законом о защите прав потребителей вы можете написать заявление на простом листе бумаге. На него будут обязаны отреагировать в том же порядке, как и в отношении книги. Второе: «в целях соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан» в книге можно описывать замечания о деятельности предпринимателя, качестве товаров, выполняемых работ и услуг. Ответ на прочие вопросы можно сразу не ждать, потому что согласно Декрету «они не подлежат обязательному рассмотрению». Отвечать на ваши замечания и принимать меры по ним организация обязана в течение 15 дней. При необходимости проведения экспертизы срок ожидания ответа может продлиться. Но ответить вам обязаны в любом случае: при удовлетворении вашего замечания или отказе. Вы имеете право знакомиться с материалами экспертизы, обжаловать отказ в предоставлении книги или в рассмотрении вашего замечания в суд или в вышестоящие организации. Это вкратце. И последнее: обращайте внимание на маркировку товара (наличие юридического адреса производителя), сроки хранения. Не стесняйтесь звонить по «горячей линии» Обществ защиты прав потребителей. При таких организациях есть группа общественного контроля, которая бесплатно выезжает по замечаниям граждан, оказывает правовую помощь населению, досудебные и судебные экспертизы.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!


wpDiscuz