ПОТРЕБНОСТЬ В ЗАЩИТЕ

Как защитить свои права? Куда обращаться в спорных ситуациях? На эти и многие другие вопросы нашего корреспондента отвечает председатель ОО «Белорусское общество защиты потребителей» Анна СУША.

– Анна Владимировна, представим такую ситуацию. Я всю жизнь копил на дорогой одеколон. Во всем себе отказывал ради того, чтобы наконец-то насладиться запахом настоящего французского парфюма. Купил. Продавец уверял меня, что я приобретаю настоящий, из Франции. Но через какое-то время у меня закралось сомнение: а на самом ли деле это так? Куда мне следует обратиться, чтобы развеять свои сомнения? И если все же одеколон окажется ненастоящим, что мне делать?
– Произвести экспертизу на подлинность одеколонов, духов, точно так же, как и стиральных порошков не представляется возможным. Дело в том, что производители парфюмерии не предоставили эталонов своей продукции. Это производственная тайна. Вы можете потребовать у продавца только заключение о том, что товар не представляет опасности вашему здоровью.

Если вы копили на настоящий французский одеколон, то и покупать его следует в фирменных магазинах. Приобретать такой товар у сомнительных продавцов не стоит.

– Как мы можем защитить свои права?
– Основной документ, согласно которому каждый гражданин – потребитель – может осуществить защиту своих потребительских прав, – это Закон «О защите прав потребителей». Вы купили какой-то товар. Через месяц он пришел в негодность. Вы сразу же должны обратиться к продавцу. В случае, если товар вышел из строя во время гарантийного срока, то продавец обязан провести экспертизу, которая и определит причины появления дефекта. За пределами гарантийного срока, но не позднее двух лет с момента покупки, потребитель уже сам должен доказывать – опять-таки на основании экспертизы, – что в товаре изначально был дефект.

Не забывайте, что гарантийным сроком все не заканчивается. Часто случается так (в первую очередь это касается рынков), что продавец дал вам гарантию, скажем, на три месяца. На четвертый месяц приобретенный вами товар вышел из строя. Вы приходите со своими законными претензиями к продавцу. А он вам говорит: «Три месяца прошло, гарантийных срок истек – у тебя нет прав». Так знайте, что в этой ситуации он не прав. В Законе есть девятнадцатая статья, которая говорит о том, что потребитель вправе заявлять свои претензии в течение двух лет.

– Расскажите, как должен вести себя обманутый покупатель.
– Если вы приобрели некачественный товар и обнаружили это уже после самого факта покупки, в первую очередь обращайтесь к продавцу. Причем желательно в письменной форме: высылаете по почте заказное письмо с уведомлением с вашими требованиями и претензиями. Можно, конечно, и самому принести продавцу заявление. В таком случае необходимо, чтобы на вашей копии этого заявления продавец поставил отметку о том, что он принял заявление. Вопрос потребителя должен решиться в семидневный срок. Помните, что срок может быть продлен только в одном случае: когда необходима экспертиза. Тогда вам придется ждать не более четырнадцати дней. Это единственная причина, по которой срок решения вашей проблемы может быть продлен. А то случается так, что потребитель приносит неисправный товар в сервисный центр, а ему отвечают, что на данный момент нет какой-то детали. Просят прийти через месяц. Это самое настоящее нарушение прав потребителей. Если потребителю не могут обеспечить надлежащее качество сервиса, то расторгается договор купли-продажи, и покупателю возвращают деньги. Но требование на возврат денег должно быть заявлено продавцу, у которого вы приобретали товар.

– А если продавца не удается найти?
– Да, бывает, что продавец переехал на другое место. В таких случаях необходимо обратиться в управления (отделы) регистрации хозяйствующих субъектов при исполкомах. Там дадут информацию, по какому юридическому адресу ныне размещается продавец. А вот когда индивидуальный предприниматель прекращает свою деятельность и дает объявление в газету о том, что претензии принимаются, скажем, в течение двух месяцев, то по истечении этих двух месяцев потребитель так и останется с некачественным товаром. Единственный выход в таких ситуациях – обращение непосредственно к производителю.

– А если продавец отказывается возвращать мне деньги или менять товар на исправный?
– В таком случае следует обратиться в суд. Потребитель пишет заявление в суд по месту своего нахождения или по месту нахождения продавца. При этом потребитель освобождается от уплаты государственной пошлины.

Отправить ответ

1 Комментарий на "ПОТРЕБНОСТЬ В ЗАЩИТЕ"


Sort by:   newest | oldest | most voted
truhavik2008@rambler.ru
31.10.2008 15:30

я живу в могилеве. Купил наушники марки Sonia у ип Шабалина И. А.. 18. 10. 08 чек и упаковка сохранились. при покупке изделия гарантийный срок продавец опредедлила в 2 недели. сегодня 31.10.08, наушики менять отказываются ссылаясь на то, что это механическое повреждение, ладно но мы тут же покупали точно такие наушники которые едва пережили месяц причина — отваливается штекер и у первых и у вторых. требую предъявить какие либо сертификаты качества, таких не оказалось. требую жалобную книгу — продавец слезно умоляет придти завтра, мол тут будет хозяин.
подскажите что делать заранее спасибо
николай

wpDiscuz