БУДЕТ ПЕРЕДЕЛ?

Государство будет биться за прибыльные услуги в бытовой сфере. Накануне дня работников бытовой сферы генеральный директор Белорусского государственного объединения организаций бытового обслуживания населения Анна ЛАВРУКЕВИЧ рассказала журналистам о состоянии дел в этой области.

Внешне – это выполнение всех запланированных показателей, успешная работа по восстановлению советской системы бытового обслуживания. Внутренне – масса нерешенных проблем и сомнительные способы выбраться из пропасти.

ДАЮТ

За следующую пятилетку перед работниками бытовой сферы поставлена задача увеличить объем указываемых услуг в 1,6 раза. Уже сейчас разработаны механизмы, за счет которых можно будет достичь этот показатель. Например, изучение рынка спроса (то, что сейчас востребовано населением, рано или поздно надо будет ремонтировать), реклама собственных услуг и расширение клиентской базы (особенно на селе). Чиновники намерены улучшить качество предоставляемых бытовых услуг, обновить техническую базу, начать применение индивидуального подхода (привлечь модельеров и других специалистов). Есть, впрочем, у бытовой сферы и козырной туз в кармане.

Дело в том, что сфера бытового обслуживания находится в узком коридоре привилегий и обязательств. С одной стороны, ей предоставляются государственные льготы по налогообложению (на республиканском и местном уровнях). До недавнего времени из расчета на одного жителя республики ежегодно выделялись бюджетные средства (600 рублей на каждого в ценах 2003 года). Порядка 15 млрд бел. рублей запланировано дотировать в этом году на развитие новых комплексов бытового обслуживания на селе.

ТРЕБУЮТ

За все это счастье от бытовой сферы требуют выполнение плановых показателей и обеспечение социальных гарантий каждому белорусу (даже у жителей самой захудалой деревеньки, на проезд к которой разоришься на бензине, должна быть возможность постричься и починить обувь). При этом к 2010 году сфера должна стать рентабельной. На данный момент самоокупаемые или работают с прибылью комбинаты бытового обслуживания населения (КБО) только в крупных городах. Нерентабельными остаются 12% КБО по республике. В среднем каждый КБО зарабатывает 800 тыс. бел. рублей при том, что нулевая рентабельность возможна при заработке как минимум 2 млн бел. рублей.

Что делать? Использовать свое привилегированное положение. Государственные предприятия ропщут, что в городах и райцентрах наиболее прибыльные ниши в обслуживании населения (те же фотоуслуги, парикмахерские, ритуальные услуги или ремонт автомобилей) заняли частные организации. А государственным, обязанным обеспечивать весь спектр услуг, достались «недоходные» (ремонт обуви и т.п.).

«Мы, конечно, стали работать на возвращение в комбинаты бытового обслуживания, особенно на селе, прибыльных услуг. Купили цифровые фотоаппараты, занялись переобучением кадров. Честно говоря, в приказном порядке заставили самостоятельно заниматься ритуальными услугами. Чего же мы прибыльные услуги отдадим кому-то, а он при этом не хочет заниматься еще чем-то дополнительно? А так, развив прибыльные услуги, мы покроем расходы на неприбыльные, но нужные, и таким образом уйдем от дотаций государства», – отметила Анна Лаврукевич.

Кроме того, частников ожидает еще одна новость.
Сегодня сертификат нужен только на парикмахерские услуги и химчистку. Однако в скором времени планируется ввести в обязательном порядке сертификацию и остальных услуг. В частности, в 2006-2007 году скорее всего надо будет получать лицензию на производство мебели, ремонт теле- и радиоаппаратуры и сложной бытовой техники, прачечные услуги.

На сегодняшний день специалисты отмечают объемы бытовых услуг, предоставленных частными организациями. К примеру, в 2000 году государственные предприятия занимали 34,7% в общем объеме предоставленных бытовых услуг, а в 2005-м – 21%. Это, считает А.Лаврукевич, говорит о большой конкуренции и заинтересованности частных предпринимателей в открытии и налаживании своего бизнеса. Останется ли у частников эта заинтересованность после планируемых нововведений?

Оставить комментарий