СЛУЖЕБНЫЙ РОМАН: ВСЕ КАК НА ЛАДОНИ

Практически каждый из нас может сказать, что работа – не место для проявле-ния своих чувств и эмоций. Практически каждый может вспомнить истории как грустные, так и веселые, связанные с личной жизнью своих коллег. Быть застрахованным от служебного романа не может никто. И если уж с вами приключилось это событие, будьте готовы, что и коллектив его без внимания не оставит. На то он и служебный роман!

О кадровых аспектах этого вопроса и об отношении к нему сослуживцев и руководителей мы поговорили со специалистами кадрового агентства «Квадрат» – заместителем директора Анной БАНЕЛЬ, менеджерами Светланой ВЕРАМЬЕВОЙ и Светланой ПАВЛУШЕВОЙ.

– Мы не откроем Америки, если скажем, что флиртуют на работе многие. Вы определенно слукавите, если скажете, что никогда не испытывали симпатии к сотруднику противоположного пола. Атмосфера легкого, шутливого флирта поддерживает настроение, тонус, придает работнику заряд уверенности и оптимизма. Ну почему бы не сказать своему сослуживцу, что у него восхитительная прическа, духи, что он просто молодец. Или услышать подобные слова в свой адрес? Согласитесь, что это приятно для любого человека. Другое дело, если флирт перерастает в нечто большее и принимает в конечном итоге форму так называемого «служебного романа». Хорошо это или плохо? Отражаются ли межличностные отношения на работе персонала? Представим себе ситуацию, когда он и она работают в одной компании, но в разных отделах. Как ведет себя пара? На обед – вместе, покурить – за компанию, да и обсудить кое-что нужно. Однако работа есть работа. И у каждого, заметьте, своя. Вот и приходится жертвовать некоторыми делами общению с любимым… Чем вам не дезорганизация? А с другой стороны, отношения между мужчиной и женщиной – это не всегда только трепет, любовь, поддержка. Это и капризы, упреки, обиды, скандалы и конфликты. И практически всегда это происходит на виду, а то и с участием сослуживцев. А ведь не секрет, что конфликт чаще всего не может быть исчерпан не потому, что участники не могут договориться, а потому, что окружающие люди не могут о нем забыть…

– Как, на ваш взгляд, должен вести себя руководитель, если в коллективе «обнаружился» служебный роман? Как должны реагировать на него окружающие?
– Каждый руководитель должен выбирать именно тот путь, который будет наиболее оптимальным для каждого конкретного случая, взвесив все «за» и «против». Возможно, кто-то из руководителей поймет, подмигнет и похлопает по плечу в одобрение. Однако не стоит удивляться и возмущаться, если руководитель будет пресекать это на корню (такое бывает достаточно часто), а то и отправит вас в бухгалтерию за полным расчетом. Дело в том, что сегодня уже многие компании внедряют в свою внутреннюю корпоративную культуру правила, где четко прописано, что любые отношения сотрудников, выходящие за рамки деловых (в том числе заключение семейного союза), недопустимы и караются немедленным увольнением обоих, либо, как вариант, добровольным увольнением одного из участников романа.

– Должен ли руководитель интересоваться личной жизнью своих сотрудников, например, при приеме на работу? И что соискатель вправе ему не сообщать?
– Многие руководители интересуются личной жизнью своих сотрудников только в том объеме, в каком она может кардинально влиять на их работоспособность. Никому не приятно видеть, что у вашего коллеги хмурое лицо, он часто грубит или просто не замечает ваши замечания, он не может сконцентрироваться, работа просто валится у него из рук. И все из-за того, что у него что-то не заладилось в семье или в личных отношениях. Поэтому при приеме на работу нового специалиста многие работодатели интересуются аспектами личной жизни кандидата. Одни руководители предпочитают брать только семейных и с детьми: «такие люди спокойны, стабильны, не мечутся с места на место, более ответственно относятся к поручениям, а также более тщательно будут маскировать свои неслужебные отношения». Другие руководители ищут молодых и не связанных крепкими взаимоотношениями с противоположным полом: они свободны во времени, могут задержаться на работе или съездить в долгосрочную командировку. Как ни печально, но есть еще руководители, которые рассматривают новую сотрудницу как потенциальную любовницу. Естественно, они будут заинтересованы, чтобы у девушки не было мужа и постоянного кавалера. Поэтому на собеседовании такой директор очень тщательно интересуется личной жизнью соискателя, его взглядами на взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Относиться к таким вопросам можно по-разному. С рациональной точки зрения это не совсем правомерно. Важно, каким потенциальный кандидат будем специалистом, насколько будет профессионален. Но часто такого плана вопросы (и более откровенные) задают во время так называемого стрессового интервью. Цель руководства – посмотреть, как будет вести себя кандидат в стрессовой, нестандартной для него ситуации. Поэтому любой соискатель должен для себя решить самостоятельно, как отвечать на вопросы личного плана, ориентируясь по ходу собеседования.

– Наша открытая славянская натура просто сама по себе обязывает и приводит, как следствие, к тому, что личная жизнь выставляется напоказ коллектива (независимо от того, служебный ли это роман или нет). Смогли ли мы избавиться от вбитого еще в советском прошлом «общественность должна вмешаться»?
– Одной из особенностей нашего менталитета является ощущение своего индивидуального участия в окружающих событиях, даже тех, которые не касаются непосредственно данного конкретного человека. Отсюда – разнообразие мнений и советов на любую, в том числе малознакомую тему, эмоциональный отклик на новое и непривычное, стремление выразить свое личное отношение к чему-либо. Выражается все это в активных пересудах, спорах, обсуждениях – и не только дома на кухне.

Никуда не деться от того, что в деловые отношения мы неизменно привносим и личные. Дружба, ревность, сочувствие, зависть делают работу эмоционально насыщенной, из-за чего она превращается из способа зарабатывать деньги в неотъемлемую часть личной жизни.

Возникший служебный роман способен вызвать огромный резонанс в коллективе, стать темой №1 на продолжительное время. Естественно, «жертвы» общественного внимания постараются скрыть факт возникшей близости, догадываясь, какая участь их ожидает, ведь любой, даже самый доброжелательно настроенный сотрудник, поневоле будет ставить себя на их место и реагировать в соответствии со своей позицией. Сказывается и групповой эффект: острота и интенсивность реакции способны возрасти в геометрической прогрессии – либо оказаться слабовыраженными, и здесь многое будет зависеть от корпоративной культуры компании, нежели от конкретных людей.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!


wpDiscuz