ТИХИЕ ПРАВООБЛАДАТЕЛИ

Подделывают все – от кроссовок Rееbоk до Coca-Cola. По данным российских специалистов, на просторах РФ продается около 80% поддельных товаров. И глупо полагать, что Беларусь от большой соседки отстает. Проблема подделок существует во всех странах. Но как защитить себя?

Типичная история – приобретаешь на рынке вполне приличный с виду дезодорант Rexona, с утра наносишь согласно инструкции, а к вечеру пахнешь, как скунс. Понятно, что никакого отношения к пресловутой марке то, что ты с утра намазал под мышки, не имеет. Хотя этикетка такая же, с информацией о сроке годности тоже вроде все в порядке. Но нос не обманешь…

Ясно, что «дезик» сделан где-то в гаражах. И вполне возможно – даже в Беларуси. Делают же наши кустари порошки, охлаждающие жидкости и прочие полезные вещи. Истории о разоблачении умельцев периодически встречаются в прессе. Логичный вопрос: может быть, сможет помочь родная милиция?

В неофициальной беседе начальственный обэповец посетовал, что уж очень не любят они таких дел. Мол, бывает, напишут люди жалобу, приходится проводить проверку. Если есть четкая информация, что подделывают продукт там-то и тот-то, можно процесс остановить. А если нет такой информации? У продавца, обычно человека законопослушного, оказывается все в порядке с документами. У поставщика, вроде, тоже. В таком случае найти нити, ведущие к производителю, практически не представляется возможным. Тем более если этот гаражный рукодельник находится не на территории РБ. Время потрачено, и все недовольны.

В принципе, наше законодательство так устроено: доказать факт подделки реально только в том случае, если в этом заинтересован сам представитель торговой марки. То есть схема должна выглядеть так: вы купили поддельную шоколадку «Нестле». Обращаетесь в белорусское представительство этой фирмы. Оно, в свою очередь, обращается в правоохранительные органы с заявлением, в котором указан факт незаконного использования ее товарного знака. Далее доказывает путем экспертизы, что шоколадка действительно не ее, хоть обложка и идентична. И тут уж запускается вся правовая машина, ищут производителя подделок, перекрывают канал. Но… много ли таких было дел? Если не считать тех, что связаны с компакт-дисками, единицы.

Владельцы торговых знаков либо не имеют тут своих представителей, либо просто молчат. В центральных универмагах преспокойно лежат загадочные брючные ремни, на этикетках которых указан белорусский производитель, выпускающий кожаные изделия, а на пряжке… гравировка Нugо Воss.

Противодействовать потоку контрафакта можно при наличии у правообладателей желания. При наличии организаций, защищающих интересы правообладателей. При наличии специальных гражданских институтов, сотрудников правоохранительных и судебных органов, готовых профессионально решать вопросы, касающиеся охраны прав владельцев интеллектуальной собственности. Мы до этого пока не совсем доросли. У нас пока другие проблемы.

Выкидываем очередной «скунсовский дезик». Грустно, а что делать? Идем за новым…

Оставить комментарий