ТОРГОВЛЯ: ДВА РИСУЕМ – ТРИ В УМЕ?

Обман покупателей – занятие столь же древнее, как и сама торговля. К сожалению, не изжит этот недостаток и в настоящее время. Как и много веков назад, основными способами обмана покупателей остаются обвес и обсчет. А вот применяемые при этом средства развиваются вместе с научно-техническим прогрессом.

ОБВЕС

Такой нехитрый и простой способ обмана, как обвес, и по сей день весьма популярен у нечестных продавцов. И если в обычном магазине, не оснащенном новейшей техникой, применяется просто грубый обвес покупателя, в котором работников торговли несложно уличить, то в современных супермаркетах имеется целый ряд тонких способов такого обмана.

Самый распространенный – когда уже расфасованные товары оцениваются не по массе нетто, а по массе брутто. Иными словами, цена выставляется за вес продукта в упаковке, в результате чего покупатель платит за каждый грамм пленки по цене, к примеру, завернутого в нее балыка. Да к тому же при фасовке может быть использована и более толстая упаковка, чем положено.

Конечно, на одной единице упакованного подобным образом даже очень дорогого продукта выигрыш будет невелик, но если учесть товарооборот крупного магазина, то получается весьма прилично.

Другой не менее распространенный способ обвеса состоит в том, что мясные изделия и колбасы взвешиваются вместе с такими элементами заводской упаковки, как сетка или металлические зажимы. Прием этот стал настолько повсеместным в торговле, что робкая просьба срезать с колбасы перед взвешиванием все эти посторонние предметы нередко вызывает у продавца бурю негодования. И если в маленьком магазине вы еще можете препираться с продавцом, то в супермаркетах, где товар уже взвешен, промаркирован ценником и выложен на прилавок, покупатели, как правило, просто не задумываются об этом.

Еще один способ обвеса основан на переменчивой влажности продуктов. Большинство из них имеет свойство усыхать и из-за этого терять в весе, причем иногда довольно значительно. Например, если в магазин поступило 200 кг яблок, и они полежали недельку-другую, то такой продукт в ходе естественного усыхания потеряет в общей сложности несколько килограммов веса. И хотя, на первый взгляд, это немного, но почему процесс потери влажности должен причинять убыток продавцу? Пусть лучше заплатит покупатель! И чтобы подобные полезные фрукты теряли в весе без ущерба для продавца, яблоки сразу при получении фасуются, а на упаковку наклеиваются ярлыки с весом и ценой. И там, где указан вес «1 кг», спустя некоторое время вполне может оказаться 980-950 г. Только немногие покупатели додумываются перевзвешивать такой фасованный товар, причем чаще всего им придется делать это вместе с упаковкой. Что поделать – нас просто принуждают платить за воздух.

ЕЩЕ ОБ УПАКОВКЕ

Кстати говоря, упаковка сама по себе сегодня является весьма прибыльным товаром для большинства магазинов. Пакетик при себестоимости в 1-2 руб. за штуку продается по цене в 10, 30, 50 и даже 100 руб. Прибыль от реализации таких пакетиков доходит до 500%! Прибыль от самого товара на этом фоне выглядит просто каким-то скромным приложением к упаковке.

Однако манипуляции с пакетиками на этом не заканчиваются. Очень часто многие продукты (яйца, сахар, печенье, мясо и т. п.) предлагаются покупателю расфасованными в эти самые платные пакетики. Хотя у всех магазинов имеется бесплатная для покупателя упаковка (оберточная бумага, упаковочная полиэтиленовая пленка или сетка и т. п.), которая приобретается ими за счет прибыли (обычно ее стоимость относят на расходы по хозяйственной деятельности). Хотя на ценнике товара всегда честно указана цена за пакетик, мало кто из покупателей станет добиваться, чтобы ему переложили продукт, например, в его собственную тару или в бесплатную магазинную упаковку. Назвать все это обманом, конечно, нельзя, скорее это уловка, благодаря которой продавцы ухитряются незаметно всучить нам товар (эти самые пакетики), за который мы переплачиваем в 10-50 раз.

На этом фоне стремление крупных и мелких магазинов расфасовывать сыпучие или штучные продукты по 1 или 2 кг выглядят невинной забавой. Покупатель в этом случае даже не замечает, что его заставляют покупать, например, зефира или печенья, больше, чем он бы хотел.

ОБСЧЕТ

Все более изощренными становятся и методы обсчета покупателей. И если на рынках и в маленьких магазинчиках по-прежнему пользуются примитивной технологией, в соответствии с которой 2+2=5, то в технически оснащенных супермаркетах продавцы обнаруживают весьма недюжинную смекалку.

Нередко практикуется такой вид обсчета, как «лишняя покупка». Это когда, например, вместо 6 йогуртов пробивают 8. Тут и штрих-код не поможет распознать обман. Кстати, такой обсчет чаще происходит тогда, когда через сканер проходит не каждая покупка одного наименования, а одна с последующим умножением. А если продавец вводит штрих-код в кассовый аппарат вручную, то вероятность подобного обсчета резко возрастает. Выход тут один – не зевать при расчете и тщательно проверять чек.

Но самый распространенный случай нарушения правил торговли в больших магазинах – это подмена ценников, неправильная их расстановка либо неверная информация на них. Бывает так, что на полке стоит товар с одним и тем же названием, но с разной ценой. Например, стоит вино в подарочной коробке и без нее. Первая, естественно, стоит дороже. Покупатель берет простую бутылку, а ему пробивают подарочный вариант. На чеке же в обоих случаях указывается просто: «вино такое-то». И если покупатель закупает большое количество продуктов (чем, собственно, и отличаются супер- и гипермаркеты), то такая уловка просто не бросается в глаза.

Еще один подвох – это когда в торговом зале на товаре стоит один ценник, а на кассе, при автоматическом считывании штрих-кода оказывается, что товар стоит больше. Другой способ использования компьютерных технологий для обмана покупателя применяется при получении товара на складе. Это непрямой обсчет, когда устанавливается одна торговая наценка, а в отчетной документации фигурирует другая. Или же наценка на товар ставится правильная, но потом, если поставщик предлагает тот же товар по более низкой цене, наценка в живых деньгах остается прежней. К сожалению, подобные злоупотребления покупатель не в состоянии установить.

БЕЗ ГРАНИЦ И СРОКОВ ДАВНОСТИ

Справедливости ради надо отметить, что изощренные виды обмана свойственны не только отечественной торговле. Не лучше обстоят дела и в развитых странах, с их конкуренцией и рыночной экономикой. Например, в начале апреля 2005 года в немецком городе Ганновере сотрудников супермаркета REAL уличили в том, что они перекладывали в новую упаковку просроченный мясной фарш и продавали его как свежий товар.

Нечто подобное наши продавцы иногда проделывают с сыровялеными, сырокопчеными колбасными и прочими мясными изделиями, залежавшимися на прилавке дольше положенного срока. Промывая их растворами моющих средств и марганцовки, они возвращают лежалому продукту свежий приятный вид. Отличить его от действительно свежего продукта на первый взгляд довольно сложно. Покупателю остается только не терять бдительности и внимательно изучать сроки годности продуктов.

Предусмотреть все уловки и хитрости, которые приготовили покупателю нечестные работники торговли, наверное, невозможно. И никакие самые современные компьютерные системы и средства контроля изменить эту ситуацию кардинально пока не способны. Уберечь покупателя от обмана могут только две вещи: внимательность и желание отстаивать свои законные права.

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о