ХОРОШАЯ ПОДДЕЛКА ДОРОГО СТОИТ

В Беларуси торговать фальшивыми духами, шампунями, кремами, помадой и прочими парфюмерно-косметическими товарами по-прежнему выгодно.
В канун Дня защиты прав потребителей мы объединили все письма читателей, в которых они целый год жаловались нам на подделки под товары известных производителей, и решили ответить на них разом своим частным журналистским расследованием.

ПРИСКАЗКА

История началась с первой покупки в торговом центре «Импульс» любимых духов, которые я неоднократно покупала в магазинах дальнего зарубежья. Покупка была грандиозной, ведь цену я заплатила такую же, как и за рубежом. Но очевидная нестойкость запаха приобретенных духов разъедала мне душу потраченной полусотней каждые 30 минут после применения. Моя печальная история покупки подделки не сравнится с подобными жалобами многочисленных писем, которые мы получаем от читателей.

До чего же удивительно, как белорусским женщинам удается быть настолько привлекательными, получая ежемесячно по 250 долларов! Безусловно, против очевидности природной красоты славянок не поспоришь. Но скажите, как она, с полумиллионом рублей в кармане, умудряется одеваться модно и стильно, посещает парикмахера и специалиста по маникюру, прекрасно пахнет (хорошие духи не могут стоить меньше 50 долларов), следит за своей кожей и волосами (кремы, косметика, средства по уходу за волосами – каждое по 5-10 долларов), скажите как? А ведь есть еще дети и мужья, учеба в институте, продукты питания, коммунальные услуги, квартплата…

Почему я упомянула именно хорошие духи и кремы по 10 долларов, а не более доступную, скажем, продукцию фирмы «Белита», которая, вполне возможно, ничем не хуже продукции L'Oreal? Да потому что многие из нас искренне верят, что теперь, заплатив подороже за импортное, можно получить непременное спасение от старения. Так говорят нам с экранов телевизоров и страниц модных журналов. И ничего, что в Великобритании, например, уже давно наложили запрет на публичное рекламирование чудодейственных кремов, поскольку результатов обещанного повального «спасения» за круглую сумму практически не наблюдалось. Англичане разочаровались. А мы верим. И ничего, что за границей такие духи или кремы стоят столько же, сколько и у нас, а зарплаты наши и иностранок различаются в десятки раз, при этом за границей семидесятидолларовые духи может позволить себе очень богатая дама, а у нас в стране любая, кто старается следить за собой. Все это не вызывает никаких вопросов или непонимания ситуации. Потому что мы верим в то, что уж теперь, когда можно заработать и купить все, что хочешь, заплатить огромные деньги за разрекламированный иностранный продукт, нас никто не обманет, и мы наконец получим желанные «Шанель №5» или надежное средство от увядания кожи. И идут женщины в выставочные центры «импульсы-олимпы», и несут свои последние деньги, и... чаще всего получают подделку.

СИЛЬНЫЙ ИМПУЛЬС

Посетив «Импульс», я долго и настойчиво знакомилась с продукцией: расспрашивала откуда, сколько стоит, кто поставщик. Особенно мое внимание привлекли кремы компании L'Oreal и Garnier, наиболее популярные среди женского населения. Приблизительно половина из них продается в русскоязычной упаковке, половина – во французской. Штрих-код на всех вариантах начинается с 36 – стало быть, Франция. Да вот дела: на вопрос, откуда кремы, я не услышала названия страны и столицы моды и красоты. Вся продукция либо польская, либо российская. На вопросы о том, когда и где французы успели построить свои официальные предприятия в Польше и России, никто из продавцов мне не ответил. Более чем в двадцати опрошенных мною окошках, мне отвечали отказом на просьбы поговорить с начальником (предпринимателем), непосредственно закупающим данный продукт, узнать, где и как он это делает. Самые популярные ответы были следующие: «Наше начальство всегда очень занято, и разговаривать у них нет времени» и особенно интересное «Наш директор НЕ ЛЮБИТ говорить на эти темы». Простите, на какие темы не любит говорить начальство? На темы качества продаваемого им продукта и страны-изготовителя? Я даже не как журналист, а как потребитель вполне рассчитываю на выдачу столь секретной и неприятной многим ИП информации. С духами дело обстояло еще сложнее. «Откуда?» – «Россия». – «Там сейчас официальное предприятие этой французской фирмы?» – «Я не знаю, но директор возит их из Москвы». – «Их там теперь лицензионно разливают?» – «Что вы спрашиваете, девушка? Это настоящие. Берите!» – «А когда будет директор, чтобы спросить его?» – «Не знаю, он редко появляется».

Директора всех опрошенных мною торговых точек отсутствовали. Когда я возвращалась в возможное время его присутствия, мне говорили, что он только что уехал. Так несколько дней. Совсем расстроившись, покидая центр, я увидела Свету в конце темного коридора. Светлана-продавец рассказала-таки (хоть в двух словах) то, что не могли рассказать другие продавцы.

БОЛЬШЕ, СВЕТА!

Она вскоре признала в себе директора и на мою благодарность за разговор сказала, что большинство ранее опрошенных мною продавцов и есть хозяева-предприниматели, просто необщительные. Рассказала, что с момента снятия обязательной сертификации парфюмерии наш рынок («Импульс» в том числе) заполонили явные подделки, разлитые в гаражах Подмосковья. Проще говоря, ведущие мировые производители вряд ли даже догадываются о том объеме «их фирменной продукции», изготавливаемой в России. «Отличить такой товар зачастую практически невозможно, – говорит Светлана. – Коробку не отличишь, штрих-код такой же, как и у оригинала. Отличить можно лишь по стоимости, если продавец сильно не наглеет и не выставляет откровенно завышенной цены за явную подделку. И по запаху. Если вы хоть раз покупали оригинал, то наверняка почувствуете разницу». Еще честный продавец посоветовала обращать внимание на стекло флакона: у подделок оно попроще.

Откровение Светланы объяснялось оригинальностью предлагаемого ею продукта. Из ее слов стало понятно, что есть в Минске компания «Кравт», у которой она непосредственно закупает продукцию от поставщиков-производителей. Цены заветных флаконов Светланы ничем не отличались от виденных мною в других торговых киосках «Импульса». Но об этом надо, наверное, спросить саму фирму «Кравт».

«ПОТОМУ ЧТО ПОКУПАТЬ ХОЧЕТСЯ НАДЕЖНО И С УДОВОЛЬСТВИЕМ!»

Это реклама, пожалуй, самого разрекламированного торгового центра на проспекте Победителей, обещающей «лучшие французские духи, по самым низким в Минске ценам». Цены «Бюргера» практически не отличались от «импульсовских». По крайней мере, на те продукты, что интересовали лично меня. Интересно, как так получается, что духи и кремы, лучшие и непременно французские, а по стоимости почти одинаковые? Директор торгово-выставочного центра Валерий АСТРЕЙКО поделился своим опытом работы в сфере торговли парфюмерией и косметическими продуктами:

– Почти вся продукция, которую вы видите на выставках Минска, везется из России. Большинство – подделки. Вопрос только в ценообразовании: одни предприниматели ставят реальную цену на свою продукцию, а другие наворачивают 100-300 % сверху. Вся наша продукция поступает от компании «Кравт», от крупной московской компании, которая предупреждает нас, что и где разлито. Эта компания является дилером многих брендов. В этом и есть наша особенность: мы можем выбирать интересующую нас продукцию из всего того, что нам предлагают.

– Как должна правильно выглядеть упаковка оригинальной продукции?
– Все надписи на ней должны быть на родном языке (английском, французском и т.д.), точно как и штрих-код: не российский, а оригинальной страны-производителя. На упаковке должна быть лишь наклейка на доступном нам русском языке, указывающая все свойства данного продукта (от страны производителя до химического состава). Такие наклейки нам предоставляет московский поставщик. Именно так должная выглядеть настоящая продукция. По крайней мере, мы в другом виде ее никогда не видим.

Рассказывая о собственном ценообразовании Валерий Астрейко пожаловался на дорогие энергоносители и нешуточное налогообложение. Но считает, что цены на данную продукцию вполне по карману минчанам: «Пока наш рынок не насытится достаточным объемом разнообразной продукции, цена не будет падать, – говорит директор, – на данный момент есть все признаки огромного спроса». Валерий также считает, что на территории Беларуси навряд ли начнется собственное производство лицензионной косметической и парфюмерной продукции: клиент не тот.

ФИРМА «КРАВТ»

Ее начальник отдела маркетинга Александр ГАПЕЕВ рассказал, что хоть «Кравт» и не имеет ничего общего с ТЦ «Бюргер», а с предпринимателями «Импульса» работает только по линии декоративной косметики (никак не духов!), фирма является официальным поставщиком в Беларусь многих марок парфюмерии. Ее продукция успешно проходит все государственно-гигиенические регистрации, и как импортер «Кравт» владеет официальными договорами со всеми производителями. У фирмы существуют как собственные магазины, так и точки продаж в крупных универмагах города.

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ

Итогом моих мытарств была беседа с начальником отдела сертификации Госстандарта Неолиной ПРОХОРЧИК, которая рассказала много занимательного и несколько отличающегося от всего того, что я слышала ранее (например, информация о том, как должна выглядеть упаковка оригинальной продукции сильно отличается от того, что рассказывал директор Бюргера»).

Парфюмерная продукция сегодня, в отличие от косметической, например, действительно не подлежит сертификации. От документа-сертификата решили отказаться, потому что ничего, кроме как безопасность для вашего здоровья, больше он подтвердить не может. Для того чтобы подтвердить оригинальность того или иного запаха необходимо иметь библиотеку всех этих запахов. В Минске такой библиотеки пока нет, да и на заводах-производителях получать такие образцы смысла нет.

– Когда поначалу мы сертифицировали продукцию, приходящую непосредственно от производителя, то давали стопроцентную гарантию оригинальности прямых поставок. Но после мы столкнулись с целыми партиями духов, ввозимых к нам отовсюду, чаще из Польши. А вот тут дать гарантию, что эта продукции не производилась в польских подвалах, мы не смогли. Если говорить о выставках, то большинство парфюмерной продукции, продаваемой там, действительно ввозится к нам из России и Польши. Не хочу говорить, что она вся поддельная, но такого явления там действительно много. А так как духи не нуждаются более в сертификации, то они проходят мимо структуры Госстандарта. Тем не менее вся парфюмерно-косметическая продукция подлежит государственной гигиенической регистрации в Минздраве. Но здесь мы опять-таки говорим просто о безопасности того или иного крема, туалетной воды. Насколько он оригинален вам, никто не скажет.

Неолина Прохорчик гарантирует покупку оригинальных духов и кремов в фирменных магазинах производителей («Ланком», «Л'эскаль», «Ив Роше» и др.), в крупных универмагах города (ГУМ, ЦУМ, ТЦ «На Немиге» и др.).

– Это единственный метод защитить рынок от подделок на сегодняшний день, – говорит начальник отдела сертификации Госстандарта. – В таких магазинах вы можете купить действительно подлинный продукт, потому что именно эта продукция нами лично сертифицируется каждые 3 года на заводах-производителях, куда мы периодически выезжаем, чтобы ознакомиться не только с условиями производства, но и с условиями заключения контрактов. Здесь мы гарантируем, что эти кремы и духи привозят действительно из Франции, Англии или Монако уже в запакованном виде, а не из Москвы, разлитые где-то там же.

Интересный коммерческий прием разработала компания, производящая косметику VICHY. Данная продукция не реализуется нигде, кроме… аптечной сети. Логично, что аптека не станет заниматься продажей косметических продуктов сомнительного качества.

– Как правильно должна выглядеть упаковка оригинального косметического продукта?
– Если фирма прошла сертификацию, то аннотация к ее продукции и сама упаковка печатаются уже за границей на русском языке. Я имею в виду не наклейки, а всю упаковку. Дело в том, что, выдавая сертификат зарубежным фирмам, мы выставляем важное условие – информирование наших потребителей на понятном им русском языке. В последнее время это стало касаться и некоторых марок парфюмерии.

– О чем мне, потребителю, может говорить коробочка крема L'Oreal, с информацией на русском и французском языках, со штрих-кодом Франции, но произведенная, по словам продавца, в Польше?
– В Польше действительно есть официальные заводы-представители компании L'Oreal. Но для полной уверенности, что эта продукция именно с таких официальных заводов, а не частных гаражей, нужно смотреть, кто ввозит и по какому контракту. Правда, простому потребителю не под силу с этим разобраться. Только работники инстанций, контролирующие торговлю подобной продукцией, в состоянии потребовать всю документацию и договоры. Дело в том, что на сегодняшний день ИП согласно соответствующему Указу Президента может не иметь таких документов на ввоз косметической и парфюмерной продукции. Проверить, не подделка ли купленный вами крем, можно только путем лабораторных исследований (сравнить оригинальный крем от производителя и подделку под него).

Оказывается, важно спрашивать, откуда к нам пришла интересующая вас продукция. Например, германская фирма Nivea устала жаловаться на подделки под ее продукцию, идущие из таких стран, как Ирак, Иран и т. п. Кстати, покупая эту немецкую продукцию в вышеупомянутых крупных универмагах Минска, вы уж точно получаете гарантию от Госстандарта на ее оригинальность. Нужно обращать внимание и на то, что, несмотря на бытующий миф, за рубежом для стран СНГ нет никаких отдельных технологических линий. Официально сертифицированный продукт поступает из общей линии лишь с языковыми различиями на упаковке.

Интересен и момент ценообразования. По словам Неолины ПРОХОРЧИК, нередко в Беларуси можно купить оригинальную парфюмерию или кремы гораздо дешевле, чем в тех же странах-производителях. Речь идет о крупных оптовых поставках прямо с заводов: известные фирмы хотят завоевать рынок и остаться на нем, но в отношениях со странами, как Беларусь, понимают, что по тем ценам, которые существуют в Европе, у нас свой продукт они не продадут. Таким образом, они идут на большие скидки. Не всегда дешевле – значит, подделка. Но такие скидки возможны с крупными партиями. И есть частные предприниматели, которые, возможно, действительно сами ездят в Европу и где-то там в магазинах покупают кремы и духи по реально существующим ценам. Тогда очевидно, что при продаже привезенного здесь, их цены будут гораздо выше европейских. Но опять-таки дороже не всегда означает оригинальное. Вот и попробуй разберись!

Тут ли сказке конец?
…но вера – это святое. И отнять ее у народа было бы более чем не красиво. А уж для кожи вредно тем более.

2
Оставить комментарий

новее старее большинство голосов
марина

пахнет )) какой-то безысходностью. как ухаживать за собой в таких условиях7

Евгений

Явная заказуха. Покупал духи во Франции, а потом такие же на обхаянном Импульсе (эти же марки, т.к. понравились), мои женщины абсолютно не нашли различий. Цена не отличалась абсолютно.