Станет ли Дзержинская гора святой?

Станет ли Дзержинская гора святой?

Среди множества памятных мест на многострадальной белорусской земле есть одно знаковое место – высшая географическая точка Беларуси – гора Дзержинская.

Находится она в 30 километрах на юго-запад от Минска и 20 км на север от Дзержинска, около деревни Скирмонтово. Высота этой горы - 345 метров над уровнем моря. У подножия горы начинаются истоки рек Волмы, Птичи, Усы. Название горы мемориальное, данное в память об известном деятеле советского государства Ф.Э.Дзержинском.

А до 1958 года эта гора, на которой за всю многовековую историю было пролито немало людской крови, называлась Святой.

Кровавое прошлое, незавидное настоящее

Прошлое первой вершины страны сегодня еще можно узнать у многих жителей и в Доме культуры (с прекрасным историческим музеем и библиотекой) деревни Скирмонтово, расположенной на Святой горе. В собранных библиотекарем Н.С.Янковской исторических материалах имеется много интересных легенд и фактов. Одна история, устно передающаяся из поколения в поколение, рассказывает о страшной битве с татарами: «Спачатку выйшлі на ўзвышша два асілкі, кожны з процілеглых бакоў. Біліся яны конныя, потым пешыя, і, нарэшце, наш воін атрымаў перамогу. І звалі яго Скірмонь. Затым у бітву ўступілі войскі, і зноў татары-прышэльцы аказаліся разбітымі. У гонар асілка-пераможца паселішча паблізу ратнага поля назвалі Скірмантава. Зноў жа паданні згадваюць, што ў навакольных мясцінах, падчас правядзення палявых работ, людзі часта знаходзілі крывыя татарскія шаблі і наканечнікі стрэлаў».

Этому есть современные свидетельства: «...Калі ў 60-х гадах ХХ ст. рыхтавалася пляцоўка для будаўніцтва саўгаснай майстэрні, то была выкапана вялікая колькасць касцей, чалавечых чарапоў і рэшткі металічных рэчаў”.

Современная история свидетельствует о печальных событиях прошлого века.

В годы массовых репрессий 1937 года, проводимых сотрудниками НКВД под лозунгами борьбы со шпионами-предателями и вражескими элементами, в приграничной зоне (в шести километрах от захваченной Польшей Западной части Беларуси) многие жители деревни Скирмонтово были высланы на Соловки и в Сибирь, и никто из них не вернулся, как свидетельствует сегодня потерявшая в 1943 году в сожженной хате всю свою семью пожилая женщина-старожил этих мест и ветеран труда Эртя Альбиновна Метеж.

В годы фашистской оккупации расположенная на Святой горе деревня Скирмонтово была дотла сожжена карателями вместе со всеми захваченными жителями 30 июля 1943 года. В тот черный день в селе было загублено более 140 жизней женщин и детей.

После освобождения республики от немецко-фашистских захватчиков «сестра Хатыни» на Святой горе постепенно возродилась. На окружающих вершину землях был создан совхоз «Комсомолец» с центром в деревне Скирмонтово. В память о трагическом событии 1943 года в селе была установлена мемориальная доска с некогда «вечным огнем»» и обелиск на братской могиле сожженных.

Настоящее Святой горы сегодня любому интересующемуся лучше увидеть своими глазами.

В конце прошлого века на Святой горе установлена гранитная плита с надписью: «Гара Дзяржынская. Вышэйшая кропка Беларусі. Вышыня 345 метраў над узроўнем мора».

Интересно, но эта плита была установлена среди железного лома и развалин «советского наследства». До недавнего времени в одном из красивейших мест Беларуси валялись ржавые остовы колхозной техники, битый кирпич, и надо всем этим возвышались полуразрушенные строения мехдвора бывшего колхоза «Комсомолец». И ровным счетом никому не было дела до этого. Или почти никому?

Возрождение на местном уровне

Всем известно, как загружены представители местных властей. И им заниматься восстановлением «культурно значимых» объектов порой совсем нет времени, средств и, возможно, желания. Так было и в райцентре Дзержинск. Районная власть сначала услышала нарекания в местной прессе (инициатором ряда публикаций стало общественное социально-культурное объединение «Рунь») и только потом «увидела данную проблему». Крайними оказались СПК «Маяк-78» и УП «Путчина», которые поделили земли «Комсомольца»-банкрота. А так как в стране заработал Декрет №1, никаких проволочек в наведении порядка где бы то ни было, и на горе Дзержинская соответственно, быть не могло. Сегодня можно говорить, что работы по благоустройству хоть и медленно, но ведутся.

Взойдут ли белорусы на гору святую?

Казалось бы, что все, можно говорить о восстановлении культурной ценности высшей точки Беларуси. Но вот только так не думает председатель поднявшей проблему горы ОСКО «Рунь» Петр Голосов.

- Петр Иванович, проблема вроде бы снята?

- Проблема не только в уборке и благоустройстве. Гора Дзержинская - это знаковое для Беларуси место, оно должно стать мемориалом, историческим памятником, который будет напоминать народу о его прошлом, возвращая к своей забытой истории. Белорусы должны помнить о борьбе за независимость, о сражениях и победах своих предков. Именно из уважения к исторической памяти народа мы сегодня поднимаем вопрос о возвращении горе ее прежнего названия – Святая. Кроме того, высшая точка Беларуси должна быть увенчана каким-либо мемориальным сооружением культурного, религиозного или исторического содержания. Поэтому мы намерены и дальше развивать эту тему в СМИ, привлекать всех заинтересованных. С этой проблемой мы будем обращаться к органам власти, общественным объединениям, религиозным организациям. Вместе мы должны подготовить проект благоустройства горы Дзержинская.

- Если я Вас правильно понял, гора должна стать одним из символов Беларуси. Таким, например, как Хатынь или Курган Славы?

- Именно. Лично я, как и мои коллеги по Общественному социально-культурному объединению «Рунь», считаю, что мы должны брать пример у своих братьев – западноевропейских славян.

В Чешской Республике в южной Моравии недалеко от города Брно тоже есть знаковое место – Праценский холм (324 метра над уровнем моря). Здесь, на Праценском холму и вокруг вершины, в 1805 году разыгралась аустерлицкая драма, названная в истории битвой трех императоров: французского Наполеона I, австрийского Франца и русского Александра I - и унесшая сотни тысяч жизней чехов, русских, австрийцев и французов. Именно здесь был решен исход сражения, которое было судьбоносным для всей Европы.

В память об этой трагедии и в назидание потомкам, чтобы не было больше никаких подобных войн, местные жители назвали эту точку Могилой мира.

Несколькими десятилетиями позже на Праценском холме в честь жертв сражения был построен памятник в виде храма с символичным названием «Могила мира».

- Что вы собираетесь предпринять далее, ведь на местном уровне вопрос, похоже, исчерпан?

- Мы хорошо понимаем, что подобного рода задачи на местном уровне не решить. Изменение географических названий и постройка памятников и мемориалов – дело общегосударственное. Мы обратимся с этой проблемой к белорусским парламентариям, в министерство культуры и другие авторитетные ведомства. И, конечно, мы обращаемся к широкой общественности. Ведь восстановить историческую память нашего Отечества – дело общее, и, главное, святое.

- Петр Иванович, несколько слов о вашем объединении. Чем занимается общественное социально-культурное объединение «Рунь»?

- ОСКО «Рунь» создано группой граждан из 15 городов Минской области в 2001 году. В апреле 2002 году – зарегистрировано Управлением юстиции Миноблисполкома. Чем занимаемся? Да разными полезными делами. Вот, например, из последних: передали в дар Дзержинской районной организации общества инвалидов медицинское оборудование, помогли приобрести облицовочные материалы для Дзержинской художественной школы, а в июне этого года организовали поездку группы ветеранов труда г.Заславля в Жировичский монастырь. Вообще же, мы создавали наше общественное объединение, чтобы помогать людям, нуждающимся в помощи. Таких людей у нас немало, немало и проблем, с которыми им приходится сталкиваться. Я считаю, что наше объединение создано для решения хотя бы некоторых из этих проблем.

Справка "ЭН"

Из “Хроники Быховца” (XVI ст.):

“Князь Скірмунт княжыў у Навагрудку... Быў у той час цар заволжскі на імя Балаклай. І прыслаў ён паслоў сваіх да вялікага князя Скірмунта, каб той даніну яму штогод збіраў і баскакаў ягоных трымаў, як гэта рабілі князі рускія. Але вялікі князь Скірмунт паддацца таму не хацеў і загадаў насы і губы паслам Балаклаевым паадразаць, а потым да Балаклая іх адпусціў. І сабраў тады цар заволжскі вялікую сілу, і рушыла арда на рускую зямлю, многа зла там учыніўшы.

І князь вялікі Скірмунт, сабраўшы ўсе свае войскі, спаткаў яго (Балаклая – рэд.) на мяжы сваёй у Койданава і разбіў таго цара і ўсю яго моц татарскую пабіў, і самаго цара забіў і пасля такой вялікай перамогі пайшоў на Рускую зямлю”.

Трэба адзначыць, што распрацавана і навуковая версія назвы вёскі. Яна грунтуецца на тым, што Скірмантава (варыянт – Шкірмантава) паходзіць ад слова “skirium”, што значыць “асобны”.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!


wpDiscuz