РЕФОРМА ПРЕВРАТИЛАСЬ В МУТАЦИЮ

Коммуналка – самая больная тема среди населения страны. Принято считать, что ЖКХ у нас бедное. Мы, как и положено потребителям в рыночной экономике, исправно оплачиваем его услуги. Возмещаем почти половину всех затрат. В среднем, 47,9%. В результате, как это ни странно, получаем услуги иногда очень дрянного качества.

Причина в том, что поставщик нерыночный. Государственный, монопольный. «Почему воду летом отключаете так надолго?» – вопрошают раздосадованные граждане. «Трубы прохудились, надо бы менять да финансов не хватает. А тут еще и энергоносители дорожают. Вынуждены заниматься профилактикой», – отвечает бедное ЖКХ. Вот и получается: или новая труба, или работающая плита. Третьего не дано.

МЕЧТЫ, МЕЧТЫ

Каждый здравомыслящий гражданин хочет жить в комфортных условиях. И не хочет, чтобы ему летом на месяц отключали горячую воду, а зимой трубы грели улицу. А сантехники и электрики чинили коммуникации и устраняли неполадки в положенные сроки, а не в зависимости от денежной «благодарности» (читай – взятки).

Представьте себе такую картину: у жильца многоквартирного дома есть на выбор несколько поставщиков тепла, продавцов электроэнергии и воды, компаний по вывозу мусора и так далее. Деньги за ремонт и техническое обслуживание не перечисляются в прожорливый ЖЭС, а остаются на счете той компании, услугами которой решили воспользоваться жильцы дома. Тарифы на услуги формируются не приказами и указами, а исходя из рыночной стоимости и конкурентной среды. Это то, что в идеа¬ле должна получить наша страна, если бы у нас проводилось реальное реформирование этой системы. Сдвигов пока не видать.

По крайней мере, заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Сергей СУШКО недавно еще раз озвучил стоящие перед отраслью в ближайшие пять лет задачи: выход на безубыточную работу, привлечение инвестиций, повышение качества услуг и демонополизация. Планируется также расширить перечень оказываемых населению платных услуг и параллельно улучшить их качество. Возникло чувство дежа вю. Пять лет назад говорили все о том же. А воз и ныне там. Заложили вышеперечисленные цели в концепцию развития ЖКХ до 2015 года. На бумаге одно. В реальности – другое.

Так не только у нас – россияне, украинцы, да и другие постсоветские страны с аналогичной реформой тоже мучаются. Смысл реформы прост: увести сектор от государства и отдать его в частные руки. Перед этим окончательно разобраться с приватизацией жилья и сферы услуг. Государство медлит. Население не торопится. В итоге имеем все то же бедное ЖКХ, в котором вращается много денег.

УСКОРЕНИЕ ПОКА НЕ ПОМОГЛО

Особая проблема отрасли – снижение затрат. В прошлом году глава государства, впечатлившись непрозрачностью и неэффективностью проводимой в этом секторе реформы, существенно сократил штаты ведомства (примерно на 25-30%). Пригрозил уменьшить бюджетные дотации и напомнил о недопустимости роста тарифов для населения больше, чем на 4-5 долларов в год. ЖКХ вогнали в жесткие рамки. В результате снизили затраты при оказании услуг населению на 30,5% (уровень 2003 года). Населению от этого легче не стало. Многие по-прежнему ходят зимой в двух свитерах и включают обогреватели. Зато, как отчитался представитель министерства, «отрасль выполнила все социальные стандарты, а также доведенные показатели по энергосбережению, переходу на местные виды топлива». Это, вероятно, и позволило замминистру говорить, что «жилищно-коммунальное обслуживание в нашей стране неуклонно поднимается на качественно новую ступень».

Изношенность теплосетей превышает 60%, потери энергии – 9%. Срочно нужно менять старые трубы на новые, современные, предизоляционные. Проблема все та же: не хватает средств. По словам С.Сушко, в этом году, например, на эти цели выделено 250 млрд белорусских рублей. А вообще нужно намного больше. Одними бюджетными средствами явно не управиться.

Чиновники уповают на инвестиции. Запланировали получать их от независимых жилищно-эксплуатационных служб, созданных по инициативе товариществ-собственников. Таких, правда, по всей стране всего 337. А потому поспособствовать развитию здоровой конкуренции и, как следствие, демонополизации сектора они не могут.

Оценивая первый этап реализации концепции развития ЖКХ до 2015 года, заместитель министра отметил, что «основные показатели здесь также выполнены, единственное, мы не вышли на те показатели, которые предписывались по уровню возмещения населением затрат. Для населения это, конечно, положительный факт, для государственного бюджета – дополнительная нагрузка». Причиной этого, естественно, стал «5-долларовый барьер». Вместе с тем чиновник выразил уверенность, что рост заработной платы позволит «делать подвижки в этом направлении». Напомним, что к окончанию реализации концепции уровень возмещения населением затрат на оказание услуг ЖКХ должен составить 100%.

Как ни крути, а отсутствие конкуренции и прозрачности приводит к тому, что с одной стороны сфера ЖКХ постоянно испытывает дефицит денежных ресурсов, а с другой стороны – характеризуется чрезмерной затратностью, большим количеством злоупотреблений, низкой технологичностью и постоянным нареканием со стороны населения по отношению к качеству услуг. Очевидно, что нужна реформа. Однако пока очевидно еще и то, что сектор не столько реформируется, сколько мутирует. Старая, социалистическая система прикрепилась к новой. Не доросла коммуналка до рынка.

СПРАВКА «ЭН»

Жилой фонд республики составляет 1.727.458 жилых домов общей площадью более 221 млн квадратных метров. 81,7% жилого фонда находится в частной собственности.

В среднем по республике уровень возмещения затрат на оказание услуг составляет 47,9% (47,2 – в отопительный период, летом – 47,5%). В том числе, по техническому обслуживанию – 43,6%, по теплоснабжению – 46,1, по холодному водоснабжению – 51, канализации – 31,2, по вывозу и обезвреживанию твердых отходов – 60,9.

ЦИТАТА В ТЕМУ

«Коммунальщики считают, что ограничение роста тарифов на уровне 5 долларов в год уменьшит поступления в бюджет, и им не за что будет ремонтировать квартиры… Коммунальные службы должны заниматься только основными работами… Если мы живем в многоквартирном доме, потекла крыша, что каждый из жильцов полезет на крышу ремонтировать? Нет. Отремонтируйте им эту крышу!.. Все остальное должен сам человек делать в своей квартире. У нас огромное количество денег, которое мы собираем на коммуналку, разбазаривается… На мелочевку. А мы должны сконцентрировать свои усилия на главном, а не на второстепенном. И тогда легко будет показать, куда пошли деньги».

А.Лукашенко, Президент Беларуси во время выступления на III Всебелорусском народном собрании.

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о