ЗОЛОТО «ВИТЯЗЯ» ОТПРАВИЛОСЬ В РОССИЮ

Уже первые дни III Международного театрального форума «Золотой Витязь», проходившего в Минске с 28 октября по 5 ноября, ознаменовались масштабными событиями. Московское театральное объединение «Провинция» покорило минчан спектаклем «Бабилей». Спектакль, поставленный по рассказам Федора Абрамова, повествует о жизни северной деревни. Премьера состоялась в 1988 году. Режиссер спектакля Александр Ерохин ушел от служения искусству к служению Богу. А спектакль живет вот уже 17 лет.

Абхазский Государственный драматический театр имени С.Чанба сразил зрителей спектаклем «Махаз» по Фазилю Искандеру в постановке Валерия Кове. Темпераментная история пастуха Махаза, мечтающего иметь сына, но получающего от Бога одних дочерей, которых нужно оберегать от злого мира, вызвала бурный восторг публики. А абхазские песни, великолепно исполненные актерами «под занавес» спектакля, добавили к этому восторгу немного тихой грусти.

Народный артист СССР Владимир Андреев привез на фестиваль спектакль Московского драматического театра имени М.Ермоловой «Невидимки». Простой сюжет. Двое затерянных в пространстве и времени. Случайный телефонный звонок. И целая жизнь в телефонной трубке. Владимира Андреева и Марию Бортник зал не хотел отпускать со сцены категорически. Перед очередным «девятым валом» аплодисментов Владимир Андреев тихо прочитал стихотворение о том, что «нельзя беречься» и ушел за кулисы. В глазах его стояли настоящие, «не по сценарию» слезы.

***

Один из дней стал на «Золотом Витязе» Днем Сербии. Три спектакля подряд показали минчанам сербские актеры. Великолепная Рада Джуричин представила моноспектакль по Ф.М.Достоевскому «Катерина Ивановна из «Преступления и наказания». Образ Катерины Ивановны Мармеладовой развил в монодраму молодой русский писатель Даниил Гинк. А Рада Джуричин нашла в этом материале удивительный нерв, сумела передать несчастье, горечь, унижения, гнев, нежность и стремление к возвышенному одинокой больной женщины в ее предсмертный час.

Коллега Рады, Зорица Йованович, тоже решила обратиться к творчеству Достоевского. Ее моноспектакль по одноименной повести классика «Неточка Незванова» заставил зрителей напрячь все умственные и душевные силы. Не сострадать, не сопереживать трогательной Неточке было просто невозможно.

Завершил День Сербии спектакль Зорана Костича «Кома». И связанная с ним романтическая история. Николай Бурляев поведал ее, когда объявлял на открытии фестиваля состав детского жюри. Представив Надю Костич из Сербии, он заявил, что своему появлению на свет девочка обязана «Золотому Витязю». Известный сербский драматург Зоран Костич и русская актриса Елена Трепетова познакомились на одном из одноименных кинофорумов. Елена оставила работу во МХАТе имени Горького и переехала в Сербию, где сейчас работает в Национальном театре. А в Беларусь Елена Трепетова-Костич привезла знаменитого мужа, за голову которого, по словам Бурляева, в Сербии 10 лет назад враги обещали большие деньги, дитя любви Надю и автобиографическую историю о русской актрисе Насте, которая верой и любовью три недели выхаживала в больнице города Ставрополя серба Милана Петровича, впавшего в кому.

***

Одной из наиболее ярких страниц фестиваля стал и День Украинских театров. Национальный академический Украинский драматический театр имени М.Заньковецкой представил спектакль режиссера Аллы Бабенко «Попрыгунья» по А.П.Чехову.

В тот же день показывал свой моноспектакль «Грех» Михаил Мельник. Сам себе режиссер, актер, сам себе театр (в 1989 году он создал театр одного актера «Крик», который и привез на фестиваль), Михаил Мельник за 16 лет поставил около десятка сложнейших спектаклей. «Грех» для многих стал открытием. «Если бы я жил в пустыне, я и там нашел бы себе боль. Я ставлю то, что у меня болит, и знаю, что это болит у многих», – так говорит о себе Михаил Мельник.

***

Московский театр антрепризы Ольги Глубоковой «Русская школа» представил спектакль «Императрица», где в главной роли блистала Людмила Чурсина – красавица, не боящаяся быть на сцене в иные мгновения почти старухой, и в считанные минуты вновь обретающая молодость и совершенство. Ее великолепными партнерами стали Аристарх Ливанов, Ольга Богданова и Александр Михайлушкин.

Центральный академический театр Российской армии играл «Позднюю любовь» А.Островского. Спектакль был создан к 80-летнему юбилею одного из старейших мастеров театра – Николая Пастухова, который в дуэте с великолепной Ларисой Голубкиной просто потряс своей игрой зрительный зал.

Нечто совершенно необыкновенное показал минчанам Тувинский музыкально-драматический театр имени В.Кок-оола. Называлось действо «Король Лир».

А в последний день фестиваля зрителей ждал потрясающий моноспектакль Алисы Фрейндлих «Оскар и Розовая Дама».

ПОБЕДИТЕЛИ НАЗВАНЫ

Большой театральный праздник подошел к концу. Три жюри торжественно объявило итоги. Статуи витязей обрели достойных хозяев. Бронзовый отправился в Туву. История короля Лира, рассказанная словами восточной притчи, не оставила жюри равнодушными. Серебряный Витязь остался в Минске, в театре Янки Купалы, в награду за спектакль «Чичиков». Золотой уехал на родину «Золотого Витязя» – в Москву. Спектакль «Бабилей» театрального объединения «Провинция» по праву заслужил главную награду.

В номинации драма (малые формы) «золото» единодушно досталось Алисе Фрейндлих. «Бронзу» не присудили никому. Жюри справедливо посчитало спектакль Владимира Андреева «Невидимки» и моноспектакль Михаила Мельника «Грех» равнозначными и достойными Серебряного Витязя.

В номинации детский театр Золотым дипломом был награжден спектакль Белорусского государственного музыкального театра «Буратино.by».

Cпециальный диплом жюри «За лучший актерский дуэт» получили Владимир Гриневский и Александр Кашперов из спектакля «Мы идем смотреть Чапаева» Театра-студии киноактера (Минск).

Самым ярким актерским ансамблем признан Саратовский Академический ТЮЗ им. Ю.Киселева, который привез на «Золотой Витязь» постановку «Очень простая история».

Лучшими молодыми артистами признаны Елена Кривонос (спектакль «Я – твоя невеста»), Василий Новак (спектакль «Затюканный апостол»), Олег Гарбуз (спектакль «Чичиков») и Юлия Полубинская (спектакль «Мы идем смотреть Чапаева»).

Золотые дипломы «За лучшую роль» получили Людмила Стрижева за спектакль «Трибунал», Николай Пастухов за спектакль «Поздняя любовь» и Ростислав Янковский, который исполнил главную роль в спектакле «Перед заходом солнца».

Из 38 наград и дипломов «Золотого Витязя» белорусы получили 13. Подводя итоги фестиваля, президент «Золотого Витязя» Николай Бурляев сообщил, что, по крайней мере, 10 спектаклей можно признать эталонными. «По многим постановкам у меня есть вопросы, – признался Николай Петрович, – и я обязательно выясню, как они вообще попали на наш фестиваль». На вопрос о том, как все-таки отбирались конкурсные спектакли, Бурляев сказал, что из-за недостатка средств они не могли ездить и отсматривать лучшие работы, и в будущем ошибку эту обещал исправить. Пятый театральный форум уже получил приглашение из Омска, и, скорее всего, пройдет там. Где состоится четвертый «Золотой Витязь» – пока неизвестно.

Оставить комментарий