«ОСКАР» ДЛЯ РОЗОВОЙ МАМЫ

Народная артистка СССР Алиса Фрейндлих приехала в Минск всего на два дня. Мощной заключительной кодой прозвучал на «Золотом Витязе» ее моноспектакль «Оскар и Розовая Дама». Дважды за церемонию закрытия поднималась актриса на сцену театра имени А.М.Горького. Чтобы принять из рук Ростислава Янковского высшую награду фестиваля – Золотую медаль имени Н.Д. Мордвинова «За выдающийся вклад в театральное искусство». И чтобы получить главную награду фестиваля в номинации драма (малая форма) – «Золотого Витязя».

24 октября 2005 года за уникальную актерскую работу в спектакле «Оскар и Розовая Дама» Алиса Фрейндлих удостоилась в России звания «Актер года» и премии фестиваля «Золотой софит». Российские журналисты наперебой каламбурят, что Фрейндлих дождалась своего «Оскара». А зрители смотрят спектакль поистине на одном дыхании. На вдохе… Пьесу Эрика-Эммануэля Шмитта «Оскар и Розовая Дама» предложил Алисе Бруновне художественный руководитель Театра имени Ленсовета Владислав Пази. Она предназначалась для бенефиса великой актрисы, которая в декабре прошлого года отметила свой 70-летний юбилей. В моноспектакле Алиса Фрейндлих играет две роли – пожилой женщины и десятилетнего мальчика, которому осталось жить две недели. Розовая Мама, волонтер, она приходит к больному Оскару и вовлекает его в игру: день – это десять лет, а значит, ему за две недели предстоит дожить до ста тридцати и пройти все возрасты человеческой жизни. Она рассказывает Оскару о Боге и предлагает ему написать. Пьеса имеет подзаголовок: «Четырнадцать писем к Богу». В них мальчик рассказывает о своем диагнозе, не оставляющем надежды, больничных товарищах, врачах, родителях. О своей первой любви – Пегги Блю, и последней привязанности – Розовой Маме.

– Алиса Бруновна, как Вам удалось настолько точно передать внутренний голос ребенка? Что помогло Вам в работе над этим трудным материалом?
– Я попросила помощи у моего внука. Он мне прочитал на кассету одно из писем, и этой мелодической основы оказалось достаточно, чтобы что-то прихватить. А потом, вокруг сколько их! Только слушай.

– Насколько много импровизации в спектакле?
– Никогда один спектакль не бывает похож на другой.

Я позволяю себе очень свободно чувствовать. В пределах того рисунка, который предпослал спектаклю режиссер и в пределах того текста, который Шмитт написал. Режиссерский рисунок не такой жесткий, как мог бы быть, к примеру, у Виктюка. Владислав Пази строил какую-то внутреннюю кардиограмму, во всем, что касается «как», тут достаточно воздуха для вольности. В разумных пределах.

– Трагичность темы делает игру труднее?
– Мне этот спектакль дается очень нелегко. Признаюсь, если хватает сил на первый акт, то во втором я уже, как воздушный шарик, выпускаю воздух. И наоборот, если первый акт не задался, то на втором, злясь на себя, я начинаю поднимать тонус.

– Как часто играете спектакль? Где гастролировали с ним?
– Нечасто. Может быть, два раза в месяц. Мы с ним вообще никуда не выезжали. Только на Чеховский фестиваль и вот сюда к вам.

– Вчера в театре со зрительным залом произошло что-то особенное. Или это обычная зрительская реакция?
– Зал очень порадовал. Один зритель готов воспринять юмор, который несомненно есть в этом спектакле и через который трагедия проецируется. Другой боится смеяться, пугается темы. Но тишина, когда как будто никого в зале нет, есть только энергетический ток, больше ничего, эта тишина – для меня самая главная оценка зрительного зала. И вчера, если не считать, что у какого-то балды телефон заорал разок-другой (несколько таких балдеев всегда находится), телевидение шебуршало в хвосте зала и мешало слушать, – тишина была фантастическая. Для меня это очень важный момент.

– Значит, в Минске спектакль удался?
– Судя по тому, как реагировали зрители, думаю, да. Очень трудно судить изнутри. Но вот этот отраженный свет, он свидетельствует о том, что дошло, что тронуло, что зацепило.

1
Оставить комментарий

новее старее большинство голосов
Анонимно

В статье неточность. Спектакль "Буратино.BY" Белорусского государственного театра получил не золотой диплом, а "Золотой Витязь", что является главным призом конкурса, а исполнительница роли Буратино, актриса Елена Дубровская, получила диплом за лучшее исполнение главной роли в номинации детский театр.