НАЧАЛЬНИК, МИЛЫЙ МОЙ НАЧАЛЬНИК

«Скажи мне, кто твой шеф…» И можно вполне четко определить, как долго ты продержишься в той или иной компании. Прочность союза «босс-сотрудник» во многом зависит от принятого стиля руководства. У нас традиционно считают, что лидер должен быть авторитарным и харизматичным. Считается, что своим напором и умением внушать, он способен нейтрализовать недружественность бизнес-среды. А вот в западных странах акционеры уже начинают побаиваться харизматиков. Вспоминают обанкротившийся итальянский концерн «Пармалат» и другие подобные вещи.

Безусловно каждый подчиненный по-своему видит портрет идеального начальника. По словам директора кадрового агент¬ства «Квадрат» Натальи НАЙДЕНКОВОЙ, любой руководитель должен «обладать внутренним «мотором», собственной дисциплиной, дипломатичностью, умением зарядить всех на результат. Кроме этого, непременно должно быть умение войти в положение и простая человеческая порядочность.

СИДЕТЬ, БОЯТЬСЯ, Я – ДИРЕКТОР!

По мнению Н.Найденковой, «очень сложно дать общую характеристику отношений в компаниях, так как индивидуальные особенности руководителя (характер, возраст, профессиональный и жизненный опыт, личная культура человека, амбиции) накладывают отпечаток на стиль управления, манеру общения с подчиненными». И все же, как заверяет директор КА «Квадрат», в большинстве белорусских компаний сформировался именно авторитарный стиль управления. Распознать такой стиль управления можно практически сразу. Ну, например, при приеме на работу вам предлагают ознакомиться с внутренними приказами или правилами поведения. Если в них зарегламентирован буквально каждый «чих», то без сомнения можно делать вывод, что компанией руководит довольно жесткий человек. Чего ожидать? Да всего, чего угодно. Подозрительности и недоверия, раздражительности, а иногда и грубости. Кстати, характерная черта «авторитарной компании», как отмечают специалисты по кадрам, это – практически всегда пустые коридоры. И это вовсе не свидетельствует о всеобщей занятости делами.

НАЧАЛЬНИК – ДРУГ ЧЕЛОВЕКА

Во многих компаниях руководство наоборот поощряет тесные дружеские отношения. К шефу можно зайти запросто, а иногда и вовсе без стука. Такие вещи характерны для либерального стиля, распространенного во многих западных компаниях. Однако там существует так называемое правило «трех визитов». То есть зайти к боссу можно по любому вопросу, но не более трех раз в течение определенного промежутка времени. В противном случае нарушается корпоративная этика и начинается панибратство. Часто встречаются другие черты либерального стиля. Как, например, отсутствие целеустремленности и боязнь конфликтов. Вот представьте: пришел на работу молодой инициативный сотрудник, принес свои предложения по улучшению работы чего-либо. А их не то что не внедрили в жизнь, а просто не рассмотрели. Почему? Да просто потому, что шефа устраивает текущее положение дел. Он знает, что любые реформы и изменения могут создавать конфликтные ситуации. А этого ему вовсе не нужно. Тем, кто хочет постоянно совершенствоваться, долго в таких компаниях проработать не удастся. А вот если хотите отдохнуть от нервотрепки, то руководитель-либерал – как раз идеальный вариант.

АНГЕЛ В ДИРЕКТОРСКОМ КРЕСЛЕ

Это демократ, поощряющий самостоятельность своих сотрудников и создающий мягкий климат. Такой стиль взаимоотношений специалисты называют коллегиальным или демократичным. Все решения принимаются коллегиально, руководитель не приказывает, а координирует общие действия. Все функции четко закреплены за конкретным сотрудником, и текущий контроль за рабочим процессом отсутствует. Ответственность в таких случаях, естественно, индивидуальная.

О таком стиле взаимоотношений мечтают, пожалуй, все работники. Но, как показывает практика, ни один из вышеперечисленных типов руководителей в чистом виде не встречается. Просто превалируют особенности какого-то конкретного «типажа», к которым добавляются черты остальных. Важно в данном случае не это. Как считают специалисты, любому сотруднику для эффективности своей работы необходимо понять, кто и как им руководит. Именно исходя из этого и должна выстраиваться личная стратегия поведения в компании.

Оставить комментарий