СОВЕРШЕННЫЙ УКАЗ?

На минувшей неделе в стране появился еще один нормативно-правовой документ, вызывающий ассоциации с монархическим строем. Невольно возникает вопрос: неужели существующих полномочий в области государственного регулирования экономики недостаточно. Судя по всему, действительно было маловато.

Указ за номером 520 «систематизирует полномочия главы государства в сферах, имеющих принципиальное значение для экономики страны и социальной защиты граждан: сфере распоряжения государственным имуществом, охраны и использования природных ресурсов, бюджетной, налоговой и денежно-кредитной областях». Проще говоря, документ относит к ведению Президента ряд вопросов, которые входят в компетенцию других государственных органов.

Как отмечается в сообщении пресс-службы главы государства, «дополнительно за Президентом нормативно закреплены его фактические полномочия по регламентации ключевых вопросов в бюджетной, налоговой и денежно-кредитной сферах». Также определяется область отношений, «принятие решений по регулированию которых отнесено к исключительной компетенции Президента». Список областей обширен. В него, в частности, вошли: государственная поддержка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в любом виде (предоставление отсрочек, рассрочек, нормативного распределения выручки, налогового кредита, выделение субсидий и средств на капитальные вложения и др., а также предоставление всех форм преференций), утверждение государственных программ в сфере охраны и использования земель, лесов, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха и недр.

Кроме того, в документе перечисляются вопросы, решения по которым могут приниматься только в порядке, определенном Президентом и (или) законами. Так, документом однозначно закреплено, что «все правовые акты, следствием реализации которых может быть сокращение средств республиканского бюджета, создание или увеличение его расходов, принимаются исключительно главой государства или по согласованию с ним в порядке, установленном Президентом или законами».

КОММЕНТАРИИ

Василий ХРОЛ: «Если честно, то я пока еще не читал текст Указа, поэтому комментировать его не могу. Однако, если кто-то говорит об увеличении полномочий главы государства, то скажу, что на то он и Президент, чтобы обладать самыми широкими полномочиями».

Александр ПОТУПА, председатель Белорусского союза предпринимателей: «Этот нормативно-правовой акт может усилить коррупционные элементы. По большому счету, в нем детально прописывается этакое монархическое право помилования. К примеру, такая формулировка, как то, что определенные решения «принимаются исключительно главой государства или по согласованию с ним в порядке, установленном Президентом или законами». То есть получается, что глава государства выше всех законов?

Что касается сферы распоряжения имуществом и его приватизации, то здесь чувствуется дух усилившейся в последнее время тенденции ренационализации. Государство подбирает под свою властную лапку все, что более или менее выгодно. Предоставление «отдельным категориям юридических и физических лиц льгот по налогам, сборам (пошлинам), иным платежам в бюджет, в том числе бюджетные целевые фонды, а также обстоятельства, при наступлении которых обязанность уплаты налогов, сборов (пошлин), иных платежей не возникает» также не попадает в русло цивилизованной традиции. Создание так называемых особых режимов налогообложения может привести к появлению «придворных групп», когда в индивидуальном порядке будет решаться, кого выводить из системы налогообложения, а кого нет. Кому дадут дышать, тот и будет дышать.

Я считаю, что нельзя доводить правовую ситуацию в стране до того, чтобы она нуждалась в такой мощной системе помилования. Должна быть система, которая выше вмешательства любой ветви власти, а не подвешивание на крючки кого-либо и дерганье за ниточки».

Оставить комментарий