НА ЗАПАДНОМ ФРОНТЕ – ПЕРЕМЕНЫ

Еще совсем недавно в нашей стране весьма популярным было мнение, что белорусские товары на западном рынке никто не ждет. Оно громко и часто высказывалось с трибун и в телеэфире, на совещаниях в больших кабинетах и с газетных страниц. В последнее время знакомый мотив что-то утих. Хотя те, кто его прежде активно озвучивал, не столь уж и не правы. С той только разницей, что на западном рынке вообще никто не ждет ничьих товаров – ни белорусских, ни даже греческих. Хоть в Греции, если верить герою веселого старого фильма, «все есть». Все есть и на западном рынке. Завоевать там место под солн¬цем можно лишь одним способом: предложив покупателю товар дешевле и лучшего качество, чем конкуренты.

С каждым годом нашей стране это удается все успешнее. Почти половина отечественного экспорта сейчас приходится на Евросоюз. Ключевым пунктом белорусской торговой экспансии на Запад несомненно является Германия. Здесь особенно важно надежно освоиться и закрепиться. Тогда на пути к Атлантике падут и другие крепости.

За 2000-2004 годы белорусско-немецкий товарооборот удвоился. В прошлом году он вырос более чем на четверть и почти достиг 1,6 миллиарда долларов. Но сальдо пока не в нашу пользу. Если экспорт в Германию увеличился примерно на пятую часть, то импорт оттуда – без малого на треть. Беларусь закупает у своего торгового партнера дорогостоящее оборудование и технику, которые необходимы для модернизации отечественных предприятий. Продаем же мы взамен свыше тысячи наименований товаров. Наибольшую долю среди них составляют минеральные удобрения, текстиль, древесина и изделия из нее, металл, оптические приборы и медицинское оборудование.

Меньше покупать у немцев мы пока не можем. Многие предприятия поизносились, обветшали. И коли переоснащать их, так самыми лучшими немецкими станками, машинами и механизмами. А лучшее дешевым не бывает. Значит, надо больше продавать в Германии своих товаров. Сдвиги в этом деле есть. В январе-августе нынешнего года экспорт увеличился на 13,3, а импорт всего на 0,6 процента. Правда, торговое сальдо для нас все еще минусовое. И минус этот немаленький – почти 169 миллионов долларов. Однако год назад оно составляло за восемь месяцев 289 миллионов.

За два-три года торговый баланс с немецким парт¬нером вполне можно выровнять. Для этого прежде всего необходима разветвленная товаропроводящая сеть. Минский тракторный и Белорусский металлургический заводы ее уже создали. Сейчас каждый девятый трактор на полях Восточной Германии и металлокорд в каждой четвертой шине Continental – белорусского происхождения. Однако многие другие наши предприятия не столь активны в продвижении своих товаров и услуг на стратегический немецкий рынок. Помимо тракторостроителей и металлургов, там открыли свои представительства концерны «Белнефтехим», «Беллегпром», а также «Беларусбанк», Торгово-промышленная палата… Всего продажами белорусской продукции занимаются 9 торговых структур, что совсем негусто.

Немцы активнее нас. В Беларуси имеют свои представительства 76 крупных компаний: BASF, Bayer, Schering, Lufthansa, Siemens… Добавим сюда 218 совместных предприятий, открытых в нашей стране с участием германского капитала и еще 157, где капитал только немецкий. Неудивительно, что торговое сальдо не в нашу пользу.

Кроме того, далеко не все отечественные предприятия аттестовали свою продукцию по нормам Евросоюза. Без соответствующих сертификатов ей на западный рынок не пробиться.

Словом, придется потрудиться и внутри страны, и за ее пределами. Цель стоит того. Самый короткий путь Беларуси в Европу лежит через экономику. И мы его уже одолеваем.

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о