КАК НАС ОБУВАЮТ?

Белорусские «сапожники» могут потерять внутренний рынок

На проблемы с покупкой обуви жалуются многие. Вроде бы и выбор есть, а носить все равно нечего. Особенно сетует покупатель на отечественного производителя. То качество его не устраивает, то цена слишком сильно бьет по карману, то фасоны не отвечают модным тенденциям. Походит народ по магазинам, да и направляется на рынки. Изменяет белорусским обувщикам с иностранцами.

А ведь еще во времена Советского Союза наша обувь охотно покупалась за рубежом. Пользовалась спросом. Отвечала потребностям. Мы ее сами носили. Причем с удовольствием. Предприятия не успевали справляться с заказами. Требовали расширения мощностей. Теперь же еле-еле выбиваются в плюс. Несут убытки. Согласно последним исследованиям Министерства торговли, около 60% женщин и 50% мужчин покупают обувь на рынке. Вывод прост: большая часть белорусов свою обувь носить не желает.

КИТАЙСКИЙ НОКДАУН

Кстати, еще лет пять назад обувная промышленность была одной из самых активно развивающихся отраслей. Нас активно покупали россияне. Пусть кое-где страдало качество, зато грела душу цена. А потом пришли китайцы. С красивой, пусть едва способной пережить один сезон, но такой дешевой обувью. Кроме китайцев, на рынок ворвались поляки, россияне и прочие. Мы сломались под напором этой агрессии. Китаю вообще сложно противостоять: по прогнозам зарубежных экспертов, к 2010 году около 80% всей обуви на мировом рынке будет производиться именно Китаем. К нам ее, родимую, произведенную в Поднебесной, везут в основном из России. Таможенная ставка (30% плюс 2 евро с каждой пары обуви) действует только для юридических лиц. У китайцев все равно дешевле. Не стоит забывать и о процветающем «сером» импорте. Представители «Беллегпрома» так прямо и говорят: «Для нас важнее не поддержка производителя, а защита рынка. Иначе китайская обувь нас задушит». Справедливо. Особенно если регулярно оказываемая государством финансовая помощь не помогает.

Сегодня белорусские «сапожники» находятся в плачевном состоянии. Концерну «Беллегпром» принадлежит 17 предприятий, специализирующихся на выпуске этой продукции. 10 из них убыточны. Почти четверть заводов и фабрик работают на давальческом сырье. Износ оборудования примерно 80%. Обновляется оно медленными темпами. Почти незаметными. Производство обуви по стране только за последние четыре года сократилось на 22,4%.

Наряду с китайцами родного производителя сапог и ботинок «добивает» государство. С одной стороны, дает деньги. С другой стороны, увеличивает налоговую нагрузку и ставки по кредитам. Сейчас, правда, готовится несколько проектов указов о поддержке предприятий легкой промышленности. В част­ности, это указ о реструктуризации долгов и указ о создании инновационного фонда, средства которого будут направляться на поддержку предприятий, возможно, частично на безвозвратной основе. Оптимисты надеются на улучшение ситуации. Понимая, что таких мер будет недостаточно, производители уже не первый год требуют запретить продавать обувь на открытых рынках и ввести таможенные ставки для физических лиц, провозящих через границу более двух пар обуви.

ЛИДЕРЫ И АУТСАЙДЕРЫ

Согласно данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, платеже­способный спрос на обувь в нашей стране составляет порядка 14 миллионов пар в год. Кроме того, подсчитано, что около 70% белорусских потребителей зимнюю обувь покупают в магазинах, а вот летнюю 80% из них приобретают на рынках (в основном китайскую).

Безусловным лидеров в данном сегменте рынка является витебское СП «Марко». Предприятие выпускает более 500.000 пар обуви в год. Примерно 40% идет на экспорт по большей части в сопредельные государства. Особенно прочные позиции занимает в плане производства мужской обуви. Ориентируется в основном на средний ценовой сегмент.

Конкурировать с СП «Марко» в сегменте рынка мужской обуви с разной долей успешности пытаются СП «Белвест», СП «Сивельга», ОАО «Бобруйская обувная фабрика», ОАО «Неман».

В производстве детской обуви наиболее выгодная позиция у гомельского СП «Батик». По крайней мере, в последние годы предприятие умудрялось наращивать объемы производства, а не снижать их. Правда, почти вся продукция, около 80%, идет на экспорт. Борьбу за место в данном сегменте рынка ведут также «Красный Октябрь», «Сивельга», то же «Марко» и некоторые другие производители. И все же, несмотря на довольно приличное количество игроков для небольшой территории страны, практически все из них вынуждены сокращать объемы производства и барахтаться на грани выживания. Ассортиментная структура в последние годы меняется незначительно. Если «Легранд» начал ориентироваться на женскую обувь, то куда-то дальше он пойдет вряд ли. На одном участке проще отстаивать свои права. Отметим еще и такую особенность нашего рынка: основная масса обуви, производимой в Беларуси, рассчитана на среднюю и низкую покупательскую способность населения. Дорогой обуви, которая бы соответствовала своей цене достойным качеством, у нас практически не выпускают. Вот и приходится современным модникам и модницам ориентироваться на иностранного производителя. Как говорится, красиво жить не запретишь.

ТАК ГДЕ ЖЕ ВЫХОД?

Есть факт: торговое пространство обувного рынка Беларуси заполнено импортом. Нелегальный ввоз оценивают чуть ли не в 5 млн пар в год. Отметим, что это проблема не только нашей страны. Как уже говорилось выше, от «нашествия» тех же китайцев страдают многие европейские страны. Или, например, в России доля отечественного производителя на обувном рынке едва ли превышает, по оценкам экспертов, 15%. Однако ситуацию необходимо как-то менять. Иначе не сможем выйти не то что на мировой рынок, но и свой собственный потеряем.

Главным спасением может стать прекращение хотя бы нелегального импорта китайской обуви. По крайней мере, на это уповают сами производители. Однако, если быть до конца честными, понятно, что, «прогнав» китайцев, наша обувь лучше не станет. Да, волей неволей ее придется покупать. Проблемы просты и очевидны. Они, к слову, характерны и для всей легкой промышленности. Не хватает оборотных средств. Основная часть производственных мощностей изношена. Отечественное сырье некачественное, а значит, обувь из него хорошую не сделаешь. А вот импорт сырья ограничен, так что приходится выкручиваться. Прибавьте к этому большие издержки. Они всегда будут при излишней занятости. А сокращать нельзя – могут пострадать показатели по безработице. Не стоит забывать и о не очень высокой платежеспособности населения. Одним словом, проблем много. Вариантов их решения гораздо меньше.

ВСЕПОГЛОЩАЮЩИЙ КИТАЙ

Согласно данным журнала Leather International, производство обуви в мире превышает 13 млрд пар в год. По экспертной оценке, к 2010 г. выпуск обуви увеличится еще на 15% – до 15 млрд пар в год.

На мировом рынке обуви доминируют страны Азии, тогда как удельный вес стран Европы неуклонно снижается. С 1995 г. производство в европейских странах упало на 19% – до 1,2 млрд пар. В частности, в 15 странах Евросоюза только в 2003 г. общий выпуск обуви сократился на 11,4% – до 710 млн пар (в т.ч. в Италии – до 330 млн пар). В странах Азии суммарное производство обуви занимает чуть ли не 80% мирового объема. По оценке Ассоциации обувной промышленности Германии, крупнейшим производителем обуви является Китай. за которым следуют Индия и Бразилия.

Оставить комментарий