ПОПЫТКА СКРЕСТИТЬ ЕЖА И УЖА

Утверждена Национальная программа развития экспорта на 2006 - 2010 годы

Ни одна экономика не может развиваться без эффективной внешней торговли. Беларусь – не исключение. Мы тоже зависим от экспорта. Во многом. Наращивание экспорта – приоритетное направление развития страны. Так, по крайней мере, заявляет правительство.

Еще при разработке первых вариантов документа говорилось о том, что новая концепция будет предполагать развитие белорусского экспорта «на основе повышения доли продукции и услуг с высокой добавленной стоимостью, высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем его объеме, освоении новых растущих рынков, совершенствовании экспортной инфраструктуры, создании системы стимулирования экспорта».

К ЧЕМУ СТРЕМИМСЯ?

Разработчики предусмотрели в программе два варианта развития белорусского экспорта. Базовый и оптимистический. Последний будет возможен при наиболее благоприятной конъюнктуре зарубежных рынков. Если звезды внешнего рынка будут благосклонны, рост белорусского экспорта предполагается в 1,8 раза к уровню текущего года. Базовый сценарий не намного скромнее – в 1,55 раза. Рост экспорта услуг должен превысить увеличение поставок товаров. В обоих вариантах. Сальдо внешней торговли должно стать устойчивым положительным. Планируется, что в 2006-2007 годах оно будет составлять 1 млрд долларов и выше (в этом году прогнозируется 800 млн долларов).

Новинкой Программы, как уже говорилось выше, можно считать акцент на развитии экспорта услуг. При этом планируется предоставлять не только традиционные их виды, но и услуги медиарынка и образования за счет привлечения иностранных студентов на учебу в нашу страну. В этом направлении прогнозы тоже полны оптимизма. По предварительной оценке, в этом году экспорт услуг должен составить 2,1 млрд долларов. Согласно базовому варианту, этот показатель планируется довести к 2010 году до 3,5 млрд долларов. В оптимистическом же сценарии заложена цифра в 4 млрд долларов.

Экспорт товаров в рамках базового варианта планируется к 2010 году на уровне 25,2 млрд долларов, а по оптимистическому – 29,1 млрд долларов, в то время как в текущем году этот показатель ожидается в размере 16,2 млрд долларов. Наращивать экспортные поставки намечается за счет освоения выпуска новых, более конкурентоспособных товаров с высокой долей добавленной стоимости, наукоемкой продукции.

ЛИЦОМ К ТНК

По большому счету, в этой Программе чувствуется прозрение правительства в том, что бесперспективно экспортировать только сырье и оценивать экономику только по объему товарооборота. Улучшать ситуацию в этом направлении планируется за счет развития отношений с транснациональными корпорациями (ТНК). Решили, так сказать, развернуться лицом к враждебному глобализму и либерализму. Однако говорить о развитии этих отношений и развивать их – две совершенно разные вещи. Если мы действительно начнем это делать, то, по словам экономиста Ярослава РОМАНЧУКА, начинать их «придется не то что с нуля, а с отрицательной величины». По данным World Investment report-2004, в сотне крупнейших нефинансовых ТНК мира 26 – из США, 14 – из Франции, 12 – из Германии, 11 – из Великобритании, 7 – из Японии. Взять, к примеру, тот же «Форд». Он вкладывает ресурсы в 97 стран. То есть инвестиции этой компании присутствуют в каждой второй стране мира. Перспективно и престижно. Но у компании уже есть отрицательный опыт работы с нашей страной. Бизнес – не та субстанция, чтобы позволять наступать на одни и те же грабли несколько раз. Отметим еще и то, что ни одна из ведущих ТНК не вкладывает инвестиции в Беларусь. Печально и грустно. Но «подружиться» хочется. Авторы Программы понимают, что «заманить» серьезные деньги и новые технологии с помощью роста ВВП невозможно. Нужно улучшать деловой климат и предоставлять гарантии защиты прав собственности. Об этом тоже говорится в документе. Воплотиться ли это в жизнь – пока вопрос. Доселе, как показывает практика, мы просто ограничивались декларированием этих принципов.

СОВМЕСТИТЬ НЕСОВМЕСТИМОЕ

Дружба с ТНК – это хорошо. Однако не стоит забывать, что на сегодняшний день источниками прямых иностранных инвестиций и заказчиками комплектующих являются США, Япония, Великобритания, Германия, Швейцария, Франция. Призывать к сотрудничеству с ними совершенно справедливо. И все же это сотрудничество строится на определенных правилах. Без выполнения их, как отмечает Я.Романчук, рассчитывать особо не на что. Правила и требования известны давно. Получение статуса страны с рыночной экономикой. Вступление в ВТО. Вхождение в европейскую зону свободной торговли. Принятие понятных ТНК стандартов бухучета, аудита и норм защиты прав собственности. Без этого нельзя, но мы, судя по всему, будем пробовать, основываясь на том, что есть.

Видимо, отсюда и проистекают некоторые нелогичные установки Программы. Если к нам придут большие деньги, то к ним подтянется и белорусский малый бизнес. Однако авторы Программы считают, что ему надо приближаться «к нашим большим предприятиям». Странно и непонятно. Наши промышленные гиганты до сих пор работали на государственных инвестициях и ресурсах и вовсе не нуждались в отечественном бизнесе. Непонятно, что должно вдруг измениться, чтобы белорусский малый бизнес потянулся к своим же крупным предприятиям. Как отмечает Я.Романчук, авторы Программы пытаются скрестить ужа (свободный рынок и привлечение ТНК) и ежа (государственное администрирование экспорта). Понимание неправильности модели, основанной на крупных госпредприятиях и господстве госинвестиций, пока еще не пришло.

По традиции, Программа пытается установить приоритеты в развитии экспорта. Что ж, это незыблемо для плановой экономики. В документе указывается также на необходимость финансовой поддержки экспорта, но нет ни слова о допуске на внутренний рынок иностранных банков, страховых или инвестиционных компаний. Даже если некая ТНК и придет в Беларусь, то ей здесь явно не будет хватать денег для развития. Как устранить существующие препятствия для развития, Программа, к сожалению, не говорит.

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о