ЧЕГО ЖДАТЬ ОТ ТРЕТЬЕЙ ПЯТИЛЕТКИ?

Завершается работа над Концепцией программы социально-экономического развития страны на 2006-2010 годы. Как ожидается, документ, который будет определять стратегию развития нашей страны на ближайшие пять лет, должен быть готов к 1 ноября. О том, что собой представляет этот документ и как он повлияет на нашу жизнь, мы беседуем с экономистом, председателем Научно-исследовательского центра МИЗЕСА Ярославом РОМАНЧУКОМ.

– Насколько программа экономического развития на 2006-2010 годы отличается от предыдущих двух пятилеток? Можно ли выделить в ней какие-то новые приоритеты?
– Сам факт планирования экономики пятилетними этапами «попахивает» социалистическим прошлым. Говорить о том, что в ближайшие пять лет нашу страну ждет нечто другое, не приходится. По сути, эта программа – продолжение двух предыдущих социально-экономических программ. Это документы, которые настроены на экстенсивный рост определенных показателей, сохранении степени централизации принятия экономических решений, отсутствии приватизации и любых других реформ.

Предполагается, что структура белорусской экономики изменяться не будет. Это немного странно с учетом того, что в ближайшее десятилетие нас ждут достаточно серьезные внешние потрясения. Они будут связаны и с грядущим вступлением России и Украины в ВТО, и с падением цен на нефть. Не стоит забывать и о том, что Россия, Украина и другие наши соседи достаточно интенсивно сотрудничают с ЕС и степень их интеграции несравненно более высокая, чем у нас.

На мой взгляд, перекладывание того, что было в течение последних десяти лет на будущее, методологически ошибочно. Это может привести к тому, что вероятность наступления кризисных явлений в отдельных секторах и в экономике в целом резко увеличивается. Первые признаки этого мы уже сейчас можем наблюдать по состоянию дел в легкой и обувной промышленности, по машиностроению.

Программа 2006-2010 – это «накачка» традиционных секторов белорусской экономики в той же структуре собственности. То есть сельское хозяйство, экспорт, строительство. Создается впечатление, что кроме этого у нас ничего нет.

– Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на важность документа, он носит общий характер. Приоритеты размыты. В этом случае, можно говорить о том, что их просто нет.
– Я бы назвал эту программу продвижением в прошлое, но никак не в будущее. Да, делается акцент на том, что нужно работать не только на восток, но и на запад, что нужно работать с транснациональными корпорациями, нужно привлекать инвестиции, но при этом самое опасное, на мой взгляд, что эти фразы не подкрепляются четкими обещаниями. Той же приватизацией, либерализацией, гарантией прав собственности, упрощением налоговой системы. Отсутствие этих вещей делает белорусскую экономику крайне реакционной для любых инвестиций, не говоря уже о каких-то серьезных инвесторах. Вот простой пример: согласно последнему докладу Всемирного банка, наша страна по легкости уплаты налогов занимает последнее место из 155 стран.

– Чего, на Ваш взгляд, не хватает программе социально-экономического развития Беларуси?
– В программе, по моему мнению, нет целостного понимания ситуации, сложившейся в экономике. С одной стороны, говорится об энергетической безопасности, о том, что необходимо диверсифицировать источники энергии. Но с другой стороны, не говорится ничего о том, что будет, если российские цены на газ будут расти. А они наверняка будут выше.

Нет серьезного понимания угрозы демографической катастрофы, которая у нас есть. Но правительство не считает, что необходимо принимать какие-то меры, необычные для плановой экономики. В результате, когда люди не видят опасности, они не могут принять меры, которые бы эту опасность отдалили. Это как при болезни. Любой врач скажет вам, что профилактика всегда дешевле, чем лечение.

– Реализация программы может проходить, по мнению разработчиков, по трем сценариям. Инерционный сценарий, когда ежегодный прирост ВВП планируется на уровне 6-7% в год. Реалистичный – 7,5-8,5% и, наконец, оптимистический, когда ежегодный прирост предусматривается в 10%. Какой из этих вариантов возможно воплотить в жизнь, и насколько реалистична вообще сама программа?
– Для того чтобы осуществить, к примеру, реалистичный сценарий, не говоря уже об оптимистическом, необходима высокая степень экономической свободы общества. Если брать за основу тот же китайский феномен, то мы увидим, что за последние 20 лет примерно 8,5% прироста ВВП происходит за счет тех существующих 14 свободных экономических зон. У нас это невозможно. Кроме того, там совершенно иной уровень налогообложения, равно как и отношения между бизнесом и государством. Приток инвестиций – 55 млрд долларов в год. Поэтому рассчитывать на повторение «китайского» феномена при существующей экономической политике едва ли можно. В мире есть прецеденты, когда экономика могла расти такими темпами в течение 10 лет, но нет ни одного случая, когда это происходило не при помощи рыночных инструментов.

Я бы не стал называть эту программу реалистичной, поскольку в ней не учитываются ни тенденции глобализации, ни мотивация производителей и предпринимателей. Хорошо жить, как и всегда, будет только тем, кто получает бюджетные ресурсы и работает в условиях низкой конкуренции.

ПЛАНОВ ГРОМАДЬЕ

В результате реализации программы третей пятилетки правительство планирует создать новую инновационно-технологическую основу (за счет увеличения доли валовых накоплений в ВВП до 27-28%). ВВП должен увеличиться в 1,43-1,5 раза, продукция промышленности – 1,4-1,43 раза, сельского хозяйства – 1,27-1,34, объем реализации услуг населению – 1,5-1,6 раза. Объем инвестиций в основной капитал надо будет увеличить в 1,5-1,6 раза). Реальная зарплата возрастет в 1,55-1,62 раза и в долларовом эквиваленте достигнет 500-540 долл. США. Правда, не указано, в долларах какого года будет эта зарплата. Уровень малообеспеченности планируется сократить в два раза.

В программу включено обещание снизить налоговое давление «за счет полной отмены так называемых оборотных налогов и сборов, взимаемых с выручки от реализации товаров и услуг». Планируется отменить также чрезвычайный налог, а заодно и налоговые льготы.

К 2010 году инфляция не должна превысить 5% в год. По мнению Минэкономики, введение российского рубля до 2010 года ждать не следует. В 2006-2010 году «продолжится процесс взаимовыгодного сближения денежных систем и банковских секторов Республики Беларусь и других стран СНГ, прежде всего Российской Федерации».

Оставить комментарий