Пивное дело

Еще со времен шумерского царства пиво заняло прочное место в культуре потребления многих народов. Во многих странах этот напиток стал национальным. В Беларуси «пивной» образ жизни тоже прочно прижился. Подсчитано, что за год в мире выпивают примерно 1,4 млрд литров пива. Потребляют везде по-разному.

В Китае около 17 литров в год на человека, в Германии – 128. По последним данным, в Беларуси этот показатель в прошлом году составлял 22,5 литров на человека в год, в этом году увеличился до 29,6 и в полтора раза превысил уровень 1995 года. Попытаемся разобраться, насколько зависит рост пивоваренной отрасли в стране от количества выпиваемого народом пенного напитка.

ЕЩЕ ПИВА!

Согласно данным концерна «Белгоспищепром», на сегодняшний момент производство пива в Беларуси осуществляют 15 специализированных предприятий. Лидерами белорусского пивоварения были и остаются минские «Крыніца» и «Оливария», Лидский, Речицкий и Брестский пивзаводы. Отметим при этом, что «Кринице» принадлежит почти половина всего белорусского пивного рынка.

По информации «Белгоспищепрома», в пивоваренной отрасли в текущем году планируется увеличение объема производства пива на 43% по сравнению с 2004 годом до 32,5 млн дал. При этом выпуск намерены нарастить все крупнейшие производители этой продукции. Емкость белорусского рынка оценивается примерно в 33-35 млн дал.

За 9 месяцев текущего года выпуск пива в Беларуси составил 20,8 млн дал и возрос к соответствующему периоду прошлого года на 18,8%. За 8 месяцев в пивоваренную отрасль привлечено инвестиций на сумму 31,7 млн долларов.

Во многом успехи пивоваренной отрасли можно связать с действующей в стране Программой развития пивоваренных предприятий страны, предусматривающей установить предельный уровень рентабельности на пиво в размере 35% к себестоимости, обеспечить отрасль качественным пивоваренным ячменем и защитить отечественный рынок пива от внешних конкурентов. И все же необходимо отметить, что наиболее динамично белорусское пивоварение развивалось в 1996-1999 годах. Потом наметилась тенденция спада. Если в 1996 году рост объемов производства пива составлял 32%, то уже в 1997 году этот показатель был всего-то 8%. Самыми кризисными в этом плане можно считать 2000-2001 годы, когда впору было делать пессимистические прогнозы об упадке всей отрасли. Стагнация стала естественным результатом того, что начиная с 1990 года пивоваренные заводы практически полностью прекратили обновлять техническую базу производства. Если в 1991 г. республика производила 32,9 млн дал пива, то в 2000 г. его производство не достигало уровня 1999 г. на 12,9% и составляло 23,5 млн дал. Большинство предприятий республики сокращало выпуск продукции, испытывая острую нужду в инвестициях, кредитах, сырье и грамотных менеджерах. Это стало следствием отсутствия разумной государственной политики в отношении перспективной отрасли, некоторых ошибочных решений, таких, например, как ограничение импорта пивоваренного ячменя в то время, когда отечественное сельское хозяйство не могло предложить замену ни по количеству, ни по качеству, ни по цене.

Подвижки стали заметны собственно после начала реализации вышеназванной Программы.

В прошлом году потребление белорусского пива увеличилось на 10%. Это очень хороший показатель, полагают эксперты. Достигнуто это благодаря проводимой модернизации. Чтобы индустрия пива работала эффективно, а предприятия могли развиваться, им необходим 5-6-процентный рост объема продаж ежегодно. Отечественные пивовары борются за эти проценты, понимая, что как только лидеры завершат проекты реконструкции и запустят новые мощности, внутренний рынок окажется перенасыщенным. Уже сейчас, в принципе, можно констатировать, что магазины заполнены продукцией отечественных пивзаводов. Однако при этом подсчитано, что примерно 10 из 30 литров пива, потребляемых среднестатистическим белорусом, приходятся на иностранную продукцию.

КТО НА НОВЕНЬКОГО?

Если сравнивать российский рынок пива с нашим, то можно отметить, что большая его часть (а именно 60%) уже давно принадлежит зарубежным пивоварам. Они используют западные технологии как в производстве, так и в рекламе. В Беларуси же иностранных инвесторов фактически нет. Попытка российской «Балтики» получить контроль над «Крыніцей» (в 2001 г. в модернизацию минского пивзавода было вложено 10,5 млн долларов), как мы помним, провалилась. Исключение представляет Detroit Brewing Company (брэнд «Пивоварни Ивана Таранова»), которая лишь недавно, в конце февраля, получила контрольный пакет акций ЗАО «Бобруйский пивоваренный завод» (ОАО «Дедново»). В обмен Detroit Brewing обязалась погасить задолженности предприятия перед бюджетом и по зарплате. В конце сентября было официально заявлено о завершении первого этапа инвестиционного проекта по модернизации пивоваренного завода в Бобруйске. Примерная стоимость этой части проекта – 10-12,5 млн долларов, второго – около 30. Начиная с этой недели новое пиво начнет поступать в торговую сеть страны. До конца года компания будет поставлять на белорусский рынок пиво под двумя брэндами – «Сябар» (пиво под этим национальным брэндом будет реализовываться на всей территории страны) и «Бобров» (оно будет продаваться только на местном рынке). На первом этапе новое пиво поступит в продажу в ПЭТ-таре, которая производится непосредственно на заводе. Позже на заводе будет установлена линия по розливу пива в бутылки.

К маю 2006 г. компания планирует завершить второй этап реконструкции завода стоимостью 10-12 млн USD. Это позволит «Сябру» увеличить производство хмельного напитка до 11 млн дал и стать вторым после ОАО «Крынiца» игроком на отечественном пивном рынке. Напомним, что в 90-х годах бобруйский завод был вторым по величине в стране. Однако в сентябре 2002 г. предприятие из-за дефицита оборотных средств оказалось фактически на грани банкротства. Кстати, представители американской компании еще тогда предлагали начать реализацию этого инвестпроекта. Однако решение о создании СП было принято только в начале 2004 года.

ОФИЦИАЛЬНО
Белорусское пиво будет исключительно белорусским

Белорусское пиво будет вариться только из отечественного ячменя. Импорт сырья отныне будет приравниваться к попытке нанесения ущерба сельскому хозяйству страны. С таким предупреждением выступил 5 октября Президент Беларуси на совещании по вопросам заготовки пивоваренного ячменя.

«Если из-за границы будет завезено хотя бы небольшое количество импортного ячменя, я буду расценивать это как коррупцию, как ущерб нашему крестьянству. Мы не можем сегодня, когда вышли на нормальные объемы по пивоваренному ячменю, завозить его к себе из-за пределов страны. В первую очередь необходимо поддержать своих производителей», – сказал глава государства.

По словам Лукашенко, отказавшись от импорта пивоваренного ячменя, Беларусь сможет сэкономить 150-200 млн долларов.

По информации Министерства сельского хозяйства и продовольствия, на необходимые стране объемы производства пивоваренного ячменя Беларусь вышла только в 2004 году, когда было собрано порядка 150 тысяч тонн. В 2000 г. этот показатель составлял 64 тысячи тонн, в 2001 г. – 51, в 2002 г. – 33, в 2003 г. – 19 тысяч тонн.

В этом году в счет госзаказа должно было быть поставлено, как и в прошлом, не менее 150 тысяч тонн ячменя. Этого объема номинально хватает для полной загрузки всех 15 отечественных пивзаводов и акционерного общества «Белсолод», часть продукции которого поставляется на экспорт. Как было отмечено на совещании, в нынешнем году в стране намолочено примерно 320 тысяч тонн ячменя, но это в бункерном весе, пивоваренных же сортов убрано только 90 тысяч тонн.

А КАК У НИХ?

Пивная отрасль, с конца XIX века в ускоренном темпе развивавшаяся в Северной Европе и США, выходит ныне за границы и осуществляет экспансию в Китае, России и Центральной Европе.

Причем любопытно, что крупнейшими в мире являются вовсе не немецкие пивные концерны, а американский Anheuser-Busch (оборот более 15 млрд евро), южноафриканский SubMiller (10,4 млрд евро), голландский Heineken (9,2 млрд). Лидером же является бельгийский Interbrew (7 млрд).

Стремясь привлечь потребителя, в США начали продавать пиво в алюминиевых бутылках, во Франции – в бочонках и придумывают более легкие или ароматизированные сорта этого напитка, а также пытаются увеличить потребление пива среди женщин.

А вот в России потребление пива, еще в 1997 г. составлявшее 20 литров на душу населения, сегодня достигает 53, приближаясь к западноевропейским стандартам (в ЕС – 76 литров). Большинство крупных европейских пивоваренных компаний (Carlsberg, Heineken, Interbrew, Scottish & Newcastle, Efes и Miller) пришли в последние годы на местный рынок, вступив в конкуренцию с чисто российскими марками.

Так, Interbrew, которому принадлежат марки Stella Artois, Bass, Brahma, Rolling Rock, Skol и Beck's, в России владеет дочерней компанией Sun Interbrew и брэндами «Сибирская корона», «Клинское» и «Толстяк». Heineken, которому принадлежит марка «Бочкарев», приобрел за 80 млн евро российский пивоваренный холдинг «Цепко», имеющий два крупных завода.

Лишь московский завод «Очаково» и фирма «Красный Восток» еще противостоят конкуренции. Под давлением иностранных компаний, скупающих небольшие пивзаводы, российские пивовары вынуждены объединяться.

Оставить комментарий