ПРОГНОЗИРУЕТСЯ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ДОЖДЬ

Вступил в силу Указ главы государства №262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон в РБ»

Государство возложило на СЭЗ большие надежды. Однако оказанное им высокое доверие так до сих пор себя не оправдало. По итогам прошлого года было явно заметно, что вклад наших СЭЗ в макроэкономические показатели незначителен. Всего-то 2,5-3,5% в объемах производства промышленной продукции и экспорта. Тучи сгущались.

СЭЗ грозились ликвидировать. Потом дали еще один шанс. И даже приняли соответствующий законодательный акт. Правительство надеется, что его реализация поможет решить проблемы и повысит эффективность экономических зон.

В РЕЖИМЕ СПЕЦРЕЖИМА

Документ устанавливает единый для всех СЭЗ специальный правовой режим (таможенный, налоговый) деятельности на длительный период, а также ответственность субъектов хозяйствования за нарушение условий работы в данных зонах.

Отметим, что этот специальный правовой (налоговый, таможенный) режим будет распространяться не на всех резидентов СЭЗ. Попадут под него те, кто выпускает товары собственного производства, которые потом экспортируются. В том числе и те, кто продает свою продукцию в Российскую Федерацию. Работать в рамках специального правового режима смогут и те, кто реализует свою продукцию и на внутреннем рынке, но только в рамках программы импортозамещения. Перечни импортозамещающих товаров будут разрабатываться и утверждаться ежегодно. На самом деле, вышеперечисленное и есть главное правило для любой СЭЗ. Когда резиденты освобождены от таможенных пошлин и налогов при ввозе на свою территорию сырья, капитала, оборудования и других ресурсов, создаются эффективные условия для использования инвестиций.

При реализации товаров из перечня импортозамещающих на территории РБ резидентам предлагается разрешить уплачивать НДС по ставке 50% от подлежащей уплате суммы этого налога. При этом суммы НДС, высвобождающиеся в результате реализации этой нормы, не подлежат обложению налогами и сборами.

Товары, не являющиеся импортозамещающими, при реализации на внутреннем рынке будут облагаться таможенными пошлинами (при наличии в составе импортной составляющей) и налогами в полном объеме без предоставления льгот. Тоже вполне логичная мера. В духе общемировой практики. Таким образом можно поставить заслон на пути демпинга на внутреннем рынке. А заодно исключить недобросовестную конкуренцию по отношению к прочим отечественным производителям.

Указом предусматривается реорганизация свободных экономических зон по территориальному признаку для исключения непригодных и незадействованных участков и возможного включения в состав СЭЗ земельных участков, имеющих инженерную инфраструктуру и площадь не менее 50 гектаров. Развитие участков свободных экономических зон площадью менее 50 гектаров приостанавливается и на этих территориях режим СЭЗ ограничивается периодом в пять лет. Данный срок при необходимости может быть продлен решением главы государства.

Кроме того, Указом устанавливается исчерпывающий перечень налоговых платежей с едиными ставками, которые будут уплачиваться резидентами всех СЭЗ. Здесь стоит отметить, что изменение данного перечня налогов будет осуществляться только путем внесения изменений в данный Указ.

Администрациям СЭЗ придан статус республиканского юридического лица в форме учреждения, осуществляющего свои полномочия в рамках устава, утверждаемого правительством. Общий контроль за деятельностью СЭЗ возлагается на правительство, Комитет государственного контроля, соответствующие облисполкомы и Минский горисполком.

ИЗЪЯНЫ ВРОЖДЕННЫЕ, НО ИЗЛЕЧИМЫЕ

Не обошлось без «но». Понятно, что СЭЗ задумывались как магнит для привлечения инвестиций. Рассчитывали на большие деньги. Предоставили большие льготы. Однако с инвестициями пока не очень. Настолько не очень, что в прошлом году глава государства усомнился в необходимости существования СЭЗ. Пригрозил ликвидацией в случае невыполнения поставленных задач. Правда, сами СЭЗ уверяют, что с поставленными задачами они справляются. Действуют в рамках установленных программ.

Кстати, если сравнить белорусские СЭЗ с теми же китайскими (уж очень любят на них равняться наши чиновники), то не стоит забывать о некоторых фактах. Так, согласно статистическим данным, в наших СЭЗ зарегистрировано примерно 0,3% от всех работающих предприятий. В Китае на таком же временном участке развития этот показатель был равен 15%. Разница есть? Ощутимая. Отсюда и привлеченные инвестиции у Китая и не привлеченные у нас.

Возникает закономерный вопрос: почему так мало эффекта? Попробуем разобраться. Что нужно, чтобы пришел инвестор? Нужно, чтобы он захотел прийти. Банально. Однако факт остается фактом. Для того чтобы это желание пробудить, необходим благодатный климат. Инвестиционный имидж. А он у нас, чего уж тут лукавить, не слишком привлекателен. И здесь надо четко понимать, что создание любого специального режима для резидентов СЭЗ не отменяет бюрократических проволочек, не смягчает государственное регулирование. И уж вовсе никак не избавляет государственных мужей от перманент¬ного желания что-то менять в законодательстве. Пусть даже и с целью его, этого законодательства, совершенствования. А инвестору нужна стабильность. Он в этом плане как капризная барышня. А ему вместо этого подсовывают отсылочные нормы. Даже в данном Указе без них не обошлось. Например, перечень импортозамещающей продукции. Меняется каждый год. К тому же остается в компетенции чиновников.

Кроме имиджа, есть еще инфраструктура. Вернее, в имеющемся виде лучше сказать, что ее нет. Уж слишком она недоразвитая. Да, построили дороги. Да, благоустроили территории. Но инвестор привык работать в других условиях. Ему нужны офисы и производственные помещения европейского типа. Его, инвестора, уже не переделаешь. А энтузиазма на создание необходимых условий не у каждого инвестора хватит. Вот некоторые и не идут.

Однако и это не главное. Самое главное – это имущественные отношения. Инвестор боится процедур отчуждения республиканской собственности. Его страшит механизм предоставления земельных участков для строительства или реализации каких-либо проектов. Все это громоздко и хлопотно. Вот потому и не идет. И вряд ли пойдет. Даже на условиях специального режима.

Оставить комментарий