Гибель белоруса в ДТП обходится в 100 тысяч долларов

Гибель белоруса в ДТП обходится в 100 тысяч долларов

Есть два подхода к гибели человека в аварии. Одни говорят, что жизнь бесценна и рассуждать об этом аморально. Другие утверждают, что человеческая жизнь в определенном контексте имеет цену. Разговор о деньгах появляется, когда надо что-то делать. Любое мероприятие – это деньги. Когда решается вопрос, строить развязку или нет, надо с чем-то сопоставлять. Нагляднее всего можно сравнить цифры, а точнее суммы.

«Измерить стоимость человеческой жизни можно несколькими путями, – рассказывает председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС) Юрий ВАЖНИК. – На перекрестке погиб человек. Начинаем думать, что надо было сделать, чтобы сохранить его жизнь. Например, прокопать подземный пешеходный переход. Это стоит, к примеру, 100 тысяч долларов. Другой способ – посчитать, что человек может создать. Например, я зарабатываю 100 долларов в месяц. Умножаем это на время среднестатистической жизни. Прибавляем налоги, которые отчисляются государству. Такой принцип называется стоимость человеческого капитала. Третий подход заключается в готовности самих людей вкладывать в собственную безопасность, по-английски это называется «willingness-to-pay». По нашим расчетам, если западные подходы приземлить на белорусскую почву, жизнь белоруса стоит около 100 тысяч долларов.

НА МКАД БУДУТ ДОСТРАИВАТЬ ПОДЗЕМНЫЕ ПЕРЕХОДЫ

Понимание того, что человеческая жизнь стоит денег, приходит и к белорусам. «При строительстве Минской кольцевой автодороги (МКАД) сэкономили на нескольких подземных переходах, – рассказывает Юрий Важник. – Из-за этого погибли десятки человек. Сейчас эти переходы начали строить. Все потому, что не был проведен экономический анализ. Чиновники не приняли всерьез такое обстоятельство: жизнь человека стоит определенных денег. И эта сумма больше, чем стоимость перехода. И так во многом. Рано или поздно это проявляется. И мы будем вынуждены с этим считаться».

АВТОМОБИЛЬНЫЕ РАЗВЯЗКИ – ПАНАЦЕЯ ДЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ЭКОЛОГИИ

Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Леонтий ХОРУЖИК как-то сформулировал очень простой вопрос: «За рубежом очень много транспортных развязок в разных уровнях! А у нас нет. Почему?»

– Все достаточно просто, – уверен Юрий Важник. – В Америке умеют считать деньги. Подсчитано: чтобы сохранить жизнь американца, разумно потратить 3,7 миллиона долларов. И чем больше жизней спасено, тем эффективней деньги вложены. Вот какой образ мыслей.

А у нас при строительстве дорог экономическая ценность человеческой жизни не учитывается. Чиновники к таким расчетам только присматриваются. Пока у нас строят по некоему внутреннему чувству. Учитываются только «настоящие» деньги – прямые затраты на строительство. А на весы надо поставить все. Теперь мы разрабатываем методику определения экономических последствий от выбросов загрязняющих веществ для Минприроды. Ставим такие вопросы перед ГАИ и МВД. Кое-какие подвижки есть. В данный момент идет работа по внедрению в Минске автоматизированной системы управления движением (АСУД). Так называемые «зеленые волны» должны проектироваться с учетом влияния аварийности и экологии на экономику.

На такой анализ надо потратить деньги. Но потом затраты с лихвой окупаются. Конечно, развязка стоит не одну тысячу долларов. Да, для белорусского бюджета это может быть много. Но посмотрим на выгоды! Развязка повышает скорость и делает режим движения равномерным. Люди быстрее добираются до места и больше времени уделяют работе. Значит, больше зарабатывают. Машины не вынуждены тормозить и разгоняться. Автомобиль меньше изнашивается, меньше расходуется топлива и выделяется вредных выхлопов в атмосферу. Водителю проще управлять машиной. Значит, будет меньше аварий и человеческих смертей. Эти выгоды обычно превышают все затраты.

«СПЯЩИХ ПОЛИЦЕЙСКИХ» БУДУТ МЕНЯТЬ

В последнее время в Минске появилось много «спящих полицейских». Дело это хорошее, так как заставляет водителей снижать скорость без всякого радара. Свою машину всегда жалко. А снижение скорости на 5% снижает вероятность гибели пешеходов на 15-20%. Но не обошлось и без перегибов. На знаке стоит допустимая скорость 40 км/ч, а «полицейский» вынуждает сбрасывать до 10 км/ч. Такая уж у него конструкция. Эксперты БАЭС посчитали убытки от разницы в скорости. Оказалось, что за год автомобили сожгут лишних 20 тонн топлива, выбросят на 5 тонн больше разных вредных веществ, чем могли бы, двигаясь со скоростью 30 км/ч. А это повлечет астму, аллергию и другие болезни на сумму до 50 тысяч долларов. Получается, что, пытаясь сохранить жизни людей, мы забираем их здоровье. Эти факты так впечатлили Министерство природы, что оно будет добиваться установки правильных «спящих полицейских».

МАТЕМАТИКА ПОМОГЛА ШВЕДАМ СТАТЬ САМОЙ БЕЗОПАСНОЙ НАЦИЕЙ

Швеция очень похожа на Беларусь. Климат тот же, население около 10 миллионов. Только вот на шведских дорогах ежегодно гибнет всего 200 человек, а у нас около 1.700. И это при том, что на всю Швецию приходится всего 700 гаишников.

По подсчетам БАЭС, только Минск каждый год теряет до 150 миллионов долларов в результате гибели и ранений людей под колесами транспорта.

– Получается, если бы эти деньги потратили на развитие дорог, то столица ничего бы не потеряла?

– Не совсем так. На первых порах, чтобы снизить аварийность, достаточно дешевых мер (например, нанести разметку). Каждая последующая спасенная жизнь обходится дороже. Так как для этого надо строить более грандиозные и дорогие сооружения. Развязки, тоннели, например. Достичь нулевой аварийности в принципе невозможно. Если есть автомобиль, кто-нибудь под него залезет. Но в Швеции стремятся к тому, чтобы вообще избежать аварий. Есть даже такое понятие: «видение ноль». Для шведов это большая проблема. Ведь в работоспособном возрасте больше всего людей гибнет как раз-таки в ДТП. А это большие убытки для любой страны.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!


wpDiscuz