ЛИДЕРЫ И АУТСАЙДЕРЫ

Назревает передел рынка мобильной связи

Помнится, еще лет семь назад при въезде не новую квартиру жильцы первым делом старались «получить» телефон. Без него как-то некомфортно было, чувствовал себя в стороне от текущей жизни. Теперь об этом никто не задумывается – нет стационарного, нет ничего проще, чем купить мобильный. К слову, абонентская база стационарной сети «Белтелеком» на данный момент уже меньше количества абонентов сотовой связи (3,3 и 3,48 млн соответственно).

БЕЛОРУССКАЯ СОТОВАЯ: ОТ NMT К GSM

В мае 1993 года в Беларуси появились первые мобильные телефоны – в стране заработал первый оператор сотовой связи «БелСел», сначала в Минске, а через несколько месяцев в Бресте и Гомеле. Однако простые белорусы начали подозревать о появлении продвинутого способа связи лишь через несколько лет – первыми абонентами пользователями мобильников в Беларуси были крупные бизнесмены, чиновники высокого ранга, банковские служащие и представители посольств и дипломатических миссий. Причина низкой популярности проста – высокие цены. К слову, мобильная связь в середине девяностых по качеству была далека от той, которую мы привыкли видеть сегодня. Формат NMT, который использовала компания «БелСел», имеет массу недостатков, в том числе и по приему и передаче сигнала. В это время вся Европа, США, не говоря уже о Японии и Китае, начали переходить от аналоговых к цифровым стандартам.

НОВЫЙ ЭТАП – НОВЫЙ ФОРМАТ

В Беларусь цифровой формат GSM пришел в 1999 году вместе с появлением на рынке компании «Мобильная Цифровая Связь», также известной нам как VELCOM. На первом этапе была создана сеть GSM в столице Беларуси, международном аэропорту «Минск-2», а также вдоль дороги в аэропорт. В апреле 1999 года компания подключила первых абонентов. Преимущества нового стандарта связи перед NMT были очевидны: качество связи поражало своей чистотой, а сами телефонные аппараты были куда компактнее и представительнее, чем гигантские «энэмтэшные» трубки. Стало понятно, что у «МЦС» дела пойдут в гору. На втором этапе строительства сети GSM, который был завершен летом 2000 года, в зону покрытия вошли все областные центры республики, трасса Брест – Минск – Орша и прилегающие населенные пункты. К концу 2001 года VELCOM работал на территории, где проживает 76% городского населения Беларуси, в зону покрытия вошло 44 города и населенных пункта. Было подключено 120 тысяч вместо запланированных 100 тысяч абонентов.

«БелСел» стремительно терял не только потенциальных, но и уже подключенных абонентов, которым, что вполне логично, GSM был более симпатичен. И если на момент подключения первых абонентов цены на услуги VELCOM были не то что астрономическими, но достаточно высокими, то в 2001 году стать «мобильным» мог практически каждый.

ОТ МОНОПОЛИИ К КОНКУРЕНЦИИ

Очевидно, что рынок сотовой связи в конце 2001 года фактически полностью принадлежал «МЦС». «БелСел» с его уже архаичным форматом NMT был сброшен со счетов, VELCOM собирал сливки. Стало понятно, что вскоре на рынке должен появиться конкурент. И он появился: в апреле 2002 года был зарегистрирован и получил лицензию филиал крупнейшего оператора мобильной связи в России, Центральной и Восточной Европы «Мобильные ТелеСистемы». Назревал фундаментальный передел рынка. Абоненты «МТС» получили того, чего и ожидали, – альтернативных условий подключения, тарифных планов и, конечно же, цен. Абонентская база и территория покрытия «МТС» наращивалась огромными темпами. С начала подключения первых абонентов в июне 2002 года в рамках рекламной акции компания установила стоимость звонков внутри сети 30 рублей за минуту разговора – на тот момент более чем в два с половиной раза дешевле, чем за аналогичную услугу у VELCOM (кстати, эта цена остается самой низкой и по сей день). Наш народ, как известно, на халяву падок, а такие низкие цены действительно способствовали к всеобщей «мобилизации». На руку «МТС» сыграли и спекуляции на слухах, что, VELCOM крадет у своих абонентов деньги. Тысячи абонентов первого белорусского GSM-оператора жаловались на то, что они платят больше, чем наговорили. В итоге оказалось, что здесь имело место несовершенство биллинговой системы. Так это было или нет, но сам факт этих слухов послужил поводом для того, что компания «МТС» в качестве аргумента в свою пользу называла и прозрачность расходов. Таким образом «МТС» переманила на свою сторону не одну тысячу клиентов конкурента.

Однако VELCOM имел ряд преимуществ. Первое (социального характера): основной костяк деловой элиты подключился еще до прихода «МТС» на рынок, и немногим более высокий ценник за разговоры эту группу не пугал. VELCOM стал позиционировать себя как оператор для успешных людей. Второе (технического характера): качество связи у «МТС» было куда хуже, чем у «МЦС» – постоянные «пробелы» в разговоре не могли не раздражать. В итоге сложилась такая картинка: на рынке есть два оператора, один для серьезных деловых людей, которые ценят качество и готовы за это платить, другой – для масс, дешево, но сердито. По прошествии нескольких лет борьбы массы все-таки одержали верх – «МТС» стал крупнейшим белорусским оператором с базой в 1,8 млн абонентов против 1,58 млн у VELCOM. Пик борьбы пришелся на конец 2004 года, когда «МТС» первым преодолел психологический барьер в 1 млн абонентов.

ЗАБЫЛИ ПРО «БЕЛСЕЛ»? Отнюдь. Пока разворачивалась борьба на рынке среди GSM-операторов, «БелСел» готовил свой ход конем. Как его когда-то переплюнул «МЦС» с новым форматом связи, «БелСел» решил покорить белорусов еще более передовыми, чем GSM, технологиями. Так в Беларуси появился формат CDMA2000 и торговая марка DIALLOG. Старт новому стандарту был дан в июле 2003 года. В его пользу был весомый аргумент большей безвредности, чем у GSM, более высокого качества связи (что, действительно, так и есть), подготовлен ряд интересных маркетинговых условий, как бесплатные разговоры внутри сети и рассрочка оплаты за телефонный аппарат. Но то ли белорусы не заботятся о своем здоровье, то ли корейские аппараты формата CDMA2000 им не приглянулись, то ли рекламная кампания была продумана недостаточно грамотно, DIALLOG сейчас переживает далеко не самые лучшие времена.

ЧТО СЕЙЧАС?

В настоящее время в Беларуси на рынке сотовой связи работают три оператора сотовой связи – СП ООО «Мобильная цифровая связь» (GSM), СООО «Мобильные ТелеСистемы» (GSM), СП ООО «Белсел» (стандарты NMT 450, IMT-MC-450). Еще один оператор ЗАО «Белорусская сеть телекоммуникаций» (GSM) планирует ввести сеть в коммерческую эксплуатацию до конца 2005 года. Количество пользователей мобильной связи в Беларуси на данный момент составляет 3,48 млн человек. На первое августа общее количество абонентов составляло 3,293 млн человек. Прирост за август составил 187 тысяч абонентов против 147 тысяч прироста в июле. Основными локомотивами прироста являются GSM-операторы. Из них по темпам прироста лидирующие позиции занимает «МТС». Это объясняется тем, что в силу меньшей стоимости разговоров этот оператор имеет больший резерв потенциальных абонентов на периферии, тогда как резерв потенциальных клиентов в столице и областных центрах остается небольшим. Таким образом рынок мобильной связи поделен следующим образом: «МТС» – 51,72%, «МЦС» – 45,4%, «БелСел» – 2,87%. По данным на 1 августа доли были распределены: «МТС» – 51,1%, «МЦС» – 46,0%, «БелСел» – 2,9%.

К причинам увеличения разрыва между GSM-операторами можно также отнести и разную тарифную политику. «МТС» предлагает своим клиентам более широкую линейку тарифных планов, нежели VELCOM. Особой популярностью пользуются спросом бюджетные тарифные планы торговой марки «Джинс» и пакеты «Оптима», что позволяет абонентам заранее планировать свои расходы. В первую очередь это привлекает молодежь и ту часть населения, которая имеет невысокий доход. VELCOM в свою очередь может предложить лишь два бюджетных тарифных плана – «Легкий» и «Старт». В плюсы «МЦС» можно также отнести ряд дополнительных услуг (GPRS и MMS), которые могут заинтересовать бизнес-клиентов и активную молодежь. Разница в тарифной политике говорит о том, что «МТС» имеет больше шансов на успех у потенциальных абонентов, большая часть которых, повторюсь, рассчитывает на низкий бюджет при пользовании сотовой связью.

РЕЗЮМЕ

На данный момент лидирующие позиции на рынке мобильной связи в силу уже перечисленных причин занимает компания «МТС». VELCOM несколько отстает, но благодаря маркетинговому отмежеванию имеет свою стабильную клиентскую базу и запас потенциальных абонентов. «БелСел» – мало того, что испытывает финансовые трудности в виде задолженности в примерно 32,5 млн долларов – вряд ли в ближайшее время сможет радикальным образом повлиять на ситуацию на рынке. Однако свои корректировки может внести пока еще не приступивший к обслуживанию клиентов «БеСТ», которому государство создало уникальные преференции. «БеСТ», планирующий свою политику на периферию. В результате новый полностью государственный оператор (кстати, контрольный пакет акций остальных операторов также принадлежит государству) сможет отвоевать у «МТС» часть рынка, что в дальнейшем даст шанс «МЦС» выйти на первое место если не по темпам прироста, то по объему абонентской базы. По прогнозам экспертов до конца текущего года общая абонентская база превысит 4 млн. Объем рынка оценивается в 5,5 млн человек. Как он будут распределен, покажет время. Показатели развития инфраструктуры

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!


wpDiscuz