ГОСУДАРСТВО ВЗЯЛОСЬ ЗА АЛКОГОЛЬ

Правила работы на этом рынке ужесточаются

Через три месяца рынок производства и торговли алкогольной продукции будет работать по новым правилам. Подписанный 9 сентября главой государства Декрет № 11 «О совершенствовании государственного регулирования производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» значительно ужесточает эту сферу.

Документ больше года обсуждался на разных уровнях. Цель появления этого законодательного акта обозначается как «повышение эффективности государственного контроля за производством, оборотом и рекламой» данной продукции. В итоге, предприятий, торгующих алкоголем, станет меньше. Те, что останутся, будут вынуждены играть по жестким требованиям, отступление от которых чревато не менее жесткой административной ответственностью.

Однако надо отдать должное разработчикам: до полной монополизации сектора дело все-таки не дошло. Или пока не дошло. Во всяком случае, такого стресса, как после горбачевских питейных реформ, наши граждане вряд ли испытают. По крайней мере, не может не радовать то, что в Декрет не попала норма, наделяющая правом производства алкогольной продукции только тех субъектов хозяйствования, в которых государству принадлежит 50% плюс 1 акция. А такое предусматривалось в первоначальном варианте документа.

«ИНДИВИДУАЛЫ» ЗА ПРЕДЕЛОМ

Сразу же после опубликования Декрета его окрестили «сухим законом» для предпринимателей. Причина проста и очевидна: документ устанавливает, что производить, импортировать, хранить и экспортировать алкогольную, непищевую спиртосодержащую продукцию и непищевой этиловый спирт имеют право только юридические лица. То же касается продажи данного вида продукции оптом и в розницу. Исключение составляет только розничная торговля алкогольными напитками в сети общественного питания.

Право на осуществление розничной торговли алкогольными напитками даруется только магазинам, имеющим торговый зал площадью не менее 50 квадратных метров. Не распространяется это только на сеть потребкооперации, специализированные магазины юридических лиц и магазины беспошлинной торговли. Кстати, последние очень часто являются источниками «теневого» оборота. Но Декрет их никак не затронул.

Итак, индивидуальные предприниматели фактически остаются за пределами этого рынка. Повезло только тем, кто занимается розничной торговлей алкогольными напитками в системе общественного питания. Таких в стране около 500 человек. У остальных же срок действия выданных лицензий прекратится через три месяца после опубликования Декрета. То есть после 13 декабря текущего года «индивидуалы», имевшие какое-либо отношение к производству и обороту (оптовому) алкоголя в стране, должны будут заняться каким-либо другим видом деятельности.

Не оставили без внимания и оптовиков. Сейчас количество субъектов хозяйствования, которые работают с алкогольной продукцией, составляет чуть меньше 600. Вступление в силу президентского Декрета, скорее всего, сократит их до нескольких десятков. Произойдет это за счет ужесточения условий лицензирования. Так, для получения лицензии на оптовую торговлю алкогольной продукцией организация должна будет иметь размер уставного фонда не менее 100 тыс. евро. По некоторым сведениям, изначально эта норма не была такой жесткой. Достаточным являлся уставной фонд не менее 12,5 тыс. евро. Теперь же ставки повысили. Кроме этого, необходимо иметь на правах собственности складские помещения площадью не менее 1 тыс. квадратных метров и осуществлять оптовую торговую деятельность на рынке Республики Беларусь не менее 5 лет. То, что рынок сузится и станет для многих его участников экономически нецелесообразным, очевидно.

Много внимания уделили спирту. Так, согласно Декрету, оптовая и розничная торговля этиловым спиртом разрешена только при поставках на фармацевтические, ветеринарные нужды, аптечным организациям и Минздраву, а также на технологические цели. Также документом введено правило об обязательном сопровождении перемещаемого по территории республики этилового спирта (партиями свыше 100 дал) подразделениями департамента МВД.

Ввоз и вывоз алкоголя тоже ужесточается. Так, для того, чтобы привезти спирт¬ное в страну, необходимо будет предоставить в Министерство по налогам и сборам залог или банковскую гарантию. Кроме этого, естественно, необходимы товаросопроводительные документы установленного образца и маркировка контрольными знаками.

ЖЕСТКО И КОНКРЕТНО

Тем, кто все же собирается нарушать сей законодательный акт, нелишним будет знать, что ответственность в данном случае предусмотрена достаточно жесткая. Особенно сильно будет караться производство фальсифицированных алкогольных напитков и торговля ими, а также производство, импорт, хранение и торговля алкогольных напитков с поддельными акцизными марками, без сопроводительных документов или с недействительными товарно-сопроводительными документами. Все эти прегрешения будут грозить административным штрафом до 5 тыс. базовых величин (примерно 60 тыс. долларов). По другим составам нарушений законодательства в сфере производства и оборота алкогольной продукции повышены размеры административных штрафов с 30-50 до 450-500 базовых величин. При этом налоговые органы наделены правом лишать предприятия лицензий за нарушения при оптовой и розничной торговле алкогольной продукцией.

ДЕКРЕТ ЗАПРЕЩАЕТ:

– физическим лицам ввозить в Беларусь более 5 л непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и этилового спирта, относящегося к алкогольной продукции;
– торговать алкогольными напитками через торговые автоматы и иные электронные устройства;
– продавать их в автолавках (автомагазинах), не относящихся к системе потребительской кооперации, без акцизных марок установленного образца и (или) специальных марок.

РЕКЛАМА АЛКОГОЛЯ ЗАПРЕЩЕНА:

– на радио и телевидении, в зданиях (помещениях, сооружениях) организаций образования, здравоохранения, культуры, спорта;
– на транспортных средствах, в т.ч. находящихся в личном пользовании физических лиц;
– на плакатах, стендах, световых табло и иных технических средствах постоянного ее размещения (наружная реклама) на расстоянии менее 100 м от зданий (помещений, сооружений) организаций образования, здравоохранения, культуры, спорта;
– на первых и последних страницах газет или на обложках журналов, других периодических изданий, а также в любых изданиях, СМИ, предназначенных для граждан в возрасте до 18 лет.

Оставить комментарий