АВТОБИЗНЕС СДЕЛАЮТ ПРОЗРАЧНЫМ. ПРАВДА, КАК И КОГДА ПОКА НЕИЗВЕСТНО

Несколько дней назад в интернете появилась информация о грозящей белорусскому автобизнесу монополизации. РБК со ссылкой на анонимный источник, близкий к Совету Министров Беларуси, заявило, что на предстоящем заседании президиума правительства будет принято решение о переходе под контроль государства импорта и продаж иностранных легковых автомобилей.

Реализовать монополизацию этой отрасли на практике, по мнению экспертов, можно путем создания единых таможенных складов, подконтрольных государству, работа с которыми будет обязательна для всех производителей и дилеров.

И все же, несмотря на то, что государство активно заявляет о своих позициях во многих отраслях экономики, пока данная информация остается только слухом. По крайней мере, как сообщили нам в пресс-службе Совета Министров, на последнем заседании президиума этот вопрос не обсуждался. Правда, как говорится, дыма без огня не бывает. Вполне возможно, что такой вариант рассматривался. Дело, скорее всего, «стопорится» на том, что мировые производители не работают с государственными компаниями-дилерами. Не принято у них так.

По некоторой имеющейся на сегодняшний день информации, можно предположить, что будут созданы так называемые свободные таможенные склады (СТС), с которыми и будут работать дилеры. Вроде бы даже есть проект соответствующего нормативно-правового акта. Но это опять же на уровне слухов. Хотя, по словам Александра ЧУПРИГИНА, коммерческого директора АЦ «Ниссан», «разговоры о создании СТС ходят давно, больше, чем полгода», но что конкретно планируется предпринять, пока широкой общественности неизвестно.

Сегодня почти все свои машины дилеры хранят на СТС в соседних странах, преимущественно Литве и Польше. Потом их растамаживают на конкретного покупателя. В случае открытия СТС у нас клиент там же сможет заплатить пошлины и забрать покупку.

Мера, по большому счету, правильная и логичная. Способная сделать наш атобизнес более цивилизованным. Как отметила председатель автомобильной ассоциации БАА Людмила ШАБАНОВА, подобное решение можно только приветствовать.

– Однако только организацией СТС решить проблему легализации и прозрачности автобизнеса не возможно. СТС – это только часть системных действий по созданию в нашей стране цивилизованного автомобильного рынка. Необходим комплексный подход с выравниванием условий ввоза автомобилей для физических и юридических лиц, – говорит Л.Шабанова. – Реализация идеи свободного склада ни при каких обстоятельствах не должна ни экономически, ни административно подрывать структуру распределения новой поступающей от автопроизводителя продукции (а/м и запчасти) через дилерские сети на территории Республики, а ставки хранения автомобилей на СТС необходимо установить на уровне европейских не более 0,25 евро в день за автомобиль.

При отсутствии комплексного решения множество фирм-нерезидентов (например, литовские и др.) продолжат свои поставки в Беларусь через такой склад. В результате все доходы – прибыль и налоги от реализации автомобилей – уйдут за рубеж. Государство получит только компенсацию за услуги склада, что по размерам не сопоставимо с доходами от реализации автомобилей через дилерские организации-резиденты РБ.

Кстати, напомним, что проект документа о выравнивании таможенных пошлин на автомобили для юридических и физических лиц был подготовлен, но отправлен на доработку главой государства. Слишком радикально для нашего социально-ориентированного государства – может ущемить интересы частников.

Сами дилеры возможность создания СТС пока комментировать отказываются. Мол, пока нет самого документа, выводы делать рано. Говорить о том, повысятся ли в связи с этим цены на легковые автомобили, тоже преждевременно. Все будет зависеть от того, каким образом и в каком виде эта идея воплотится в реальность.

Оставить комментарий