ЕВРОАВТОБУСЫ: ЗАСТЫВШИЙ ВОПРОС

Проблема с туристическими автобусами висит над белорусскими туристическим рынком дамокловым мечом уже не первый год. Ситуация по европейским меркам аховая. Белорусский парк катастрофически устаревает, а уже в 2007 году, по прогнозам специалистов, наши автобусы станут невыездными. То есть выезжать за рубеж смогут машины класса «евро-3», коих у нас на всю республику – по пальцам перечесть.

ХОРОШО, НО ДОРОГО

В целях защиты внутреннего рынка и отечественного товаропроизводителя Совет Министров Республики Беларусь постановил еще в 2003 году увеличить ставки ввозных таможенных пошлин на автобусы. Тогда предполагалось, что только на девять месяцев. Но, как говорится, нет ничего более постоянного у нас, чем временное. До сих пор ставка таможенной пошлины на «хорошо подержанные» автобусы пятидесяти¬процентная. И не от суммы контракта купли-продажи, а от таможенной стоимости. Но не менее 3 евро за кубический сантиметр объема двигателя. Напомню, у туристических автобусов по 11-14 тысяч «кубиков». Да добавьте сюда восемнадцатипроцентный НДС… Итого, к стоимости выходит до 68%. Например, «Вольво» начала 1998 года, чья контрактная стоимость в Германии – 110 тысяч евро, обойдется при ввозе примерно в 185 тысяч… Автобус, конечно, еще будет неплохим, но уж слишком дорогим.

Правда, «карательные тарифы» не касаются машин, с момента выпуска которых прошло менее трех лет, там применяется пошлина в размере 5 процентов от таможенной стоимости плюс НДС. Но автобусы такие стоят от 180 до 260 тысяч евро. То есть нашим покупателем обойдутся в 220– 315 тысяч…

«Закрыли» и самый популярный сегмент – «бэушные» автобусы, выпущенные 3-5 лет назад. Сложно демонстрировать всю систему таможенных пошлин, но итог не менее грустный – купил машину в Германии, перевез ее сюда – отдай еще половину ее стоимости. А там «МАН» 2003 года стоит до 175 тысяч евро. Вот и посчитайте…

Минтуризма предлагало хоть на 9 месяцев снизить до нуля таможенные пошлины на автобусы категории «евро-3», но вопрос этот так и не решился.

Желание защитить родной МАЗ, стартовавший со своим евроавтобусом, было понятно. Но сделали защиту какой-то уж слишком преждевременной. Новый МАЗ стоит 260-285 тысяч долларов в зависимости от комплектации. Наши фирмы не могут себе позволить купить столь дорогого «кота в мешке». Предприниматели – люди, которые умеют считать деньги. И если они приобретут такую машину, то только в том случае, если будут уверены: она – лучшее, что есть в этом ценовом сегменте.

Чтобы машина себя зарекомендовала, она должна пройти не одну обкатку. МАЗ, рассчитывающий, что его автобусы пойдут и на внутренний рынок, «обкатывает» их тут.

Туристический «МАЗ» для обкатки брала компания «Белинтурист». Компанию качество белорусского автобуса, в принципе, устроило. Цитируем слова генерального директора «Белинтуриста» Марии ФИЛИПОВИЧ, «автобус не только внешне красив, он действительно комфортный, просторный внутри». Изучить отечественную машину в компании успели уже неплохо: по договору с МАЗом «Белинтурист» проводил обкатку нового автобуса, который уже успел поколесить по дорогам Румынии и России. Вместе с водителями туристической фирмы в путь отправляется представитель завода-производителя. «По результатам первой поездки в Румынию мы предъявили заводу ряд замечаний, специалисты МАЗа после рейса наши замечания учли, понемногу устраняют указанные нами недостатки и недочеты. Так что можно сказать, мы тоже участвуем в усовершенствовании нового автобуса. Мы склонны приобрести автобус, если производитель пойдет нам навстречу и снизит цену. В настоящий момент, на наш взгляд, цена просто заоблачная – 285 тысяч у.е., – это при том, что двух-трех-пятилетний «МАН» или «Мерседес» можно купить за 150-200 тысяч!»

Сейчас МАЗ-251 взялось обкатывать иностранное предприятие «Байер Транс», у которого свой неплохой автобусный парк. К концу сентября, после двух поездок, специалисты компании уже смогут озвучить свои выводы. Но пока компания признается, что если испытания автобус вынесет с честью, они задумаются над тем, чтобы купить машину. Cмущает цена потенциального приобретения.

Но руководитель пресс-центра МАЗа Валентин ЛОБАН уверенно заявляет: «Мы не соревнуемся с «бэушными» машинами. Мы ориентируемся при формировании стоимости на наших конкурентов, выпускающих машины подобного класса. А аналогичная новая машина иностранного производства стоит 350 тысяч евро».

По словам г-на Лобана, туристические автобусы МАЗа только за этот год уже приобрели: мэр одного из румынских городов, «Пальмира», хоккейный клуб «Юность» и международная компания «ЕвроКар».

МАЗ упрекают в том, что, выпуская свою новинку, он не позаботился о создании своих сервисных центров в Европе.

Эта мысль г-на Лобана даже повеселила: «В нашем автобусе двигатель – «МАН», мосты тоже немецкие, и вообще, все, что влияет на движение, – немецкого производства, то есть может ремонтироваться там. А где у нас на территории СНГ есть станции тех¬обслуживания «МАНов»? И владелец автобуса вряд ли будет его чинить в Германии, дальше Польши свои машины не чинят. Слишком дорого им это обходится, хотя бы потому, что за работу в Европе платят гораздо больше, чем у нас. Так что не видим никакого смысла ставить за границей станции техобслуживания».

Столь длительную выжидательную паузу наших потенциальных покупателей Валентин Лобан объясняет нежеланием работать по-европейски, на новых машинах. Мол, им хотелось бы купить двенадцатилетний автобус, и сдавать его по 200 евро в день на внутренние перевозки.

ЛИЗИНГ.NET

Теоретически, разрядить атмосферу могли бы лизинговые программы. Но тут у наших банков тоже затор: они хотят полного отсутствия риска. То есть стопроцентного залога, причем полное «Каско» их не устраивает.

В свое время иностранные автобусы, взятые в лизинг, с введением настоящих таможенных правил были в срочном порядке вывезены из нашей страны, в результате чего автобусный парк обеднел примерно на 40%.

Проблема с вывозом туристов в дальнее зарубежье стала абсолютно очевидной.

В прошлые годы турфирмы выходили из положения, заказывая автобус в Вильнюсе. В этом году литовские перевозчики заявили: «Даже не звоните – у нас нет возможности въехать в Беларусь». Литовцы готовы забирать наших туристов в Варшаве, в Бяла-Подляске, но не в Беларуси.

Белорусские турфирмы попытались привлечь латышских перевозчиков. Но латыши одноразовыми заказами, как оказалось, не интересуются. Они согласны работать только на постоянных цепочках.

На невозможность арендовать автобусы за границей накладывается проблема своеобразных отношений турфирм с белорусскими перевозчиками.

Автобусов мало и на всех не хватает, посему перевозчик может выбирать, с кем и по какой схеме работать. Так что ниша эта, в принципе, выглядит перспективной в плане зарабатывания денег. Поскольку если для крупных компаний обзаведение собственным парком означает переход на более высокую стадию развития, то для маленьких фирм это – непосильные затраты. В таких фирмах считают, что приобретение своего автобуса – крайняя, вынужденная мера. В идеале каждый должен заниматься своим делом. Туристическая фирма – продвигать турпродукт, а транспортные компании – следить за техническим состоянием парка.

Любопытный нюанс озвучил один из знакомых предпринимателей Леонид КОЛЕСНИКОВ: «Наша таможня, не секрет, конфискует автобусы и после их продает, но… только почему-то госпредприятиям. Я видел очень приличный «МАН» в магазине конфиската за 20 миллионов белорусских рублей. Цена для него – смешная. Но мне его не продали. Сказали – только для госпредприятий!»

ПОКА ДУМАЮТ…

Конечно, рано или поздно ситуация урегулируется. До 2007 года у чиновников есть еще время подумать. Только бы они не затягивали с этим процессом, ведь ситуация ожидания затратная даже для государства – оно недополучает налоговые отчисления. Впрочем, создается впечатление, что нечасто в нашем государстве подсчитывают объемы упущенных выгод.

Но, кажется, понять несложно: не ринутся массово покупать новые МАЗы. Дорого это для наших перевозчиков. Кроме того, пока еще рано говорить и о массовом производстве «мазовских» автобусов. Даже если белорусского производителя и завалят заявками, он не сможет в одночасье удовлетворить спрос.

В чем сходятся все заинтересованные лица, так это в том, что отмена нездорово высоких таможенных пошлин на ввоз автобусов иностранного производства позволит снизить напряженность, царящую на рынке.

Правительство выполнило поручение Александра Лукашенко и внесло дополнения в Положение о лицензировании туристической деятельности. Соответствующее постановление правительства №605 подписал премьер.

Таким образом, с 1 июля особым условием осуществления туроператорской деятельности является обязательная организация въездного туризма.

После этого столько говорилось о въездном туризме, столько посвящали ему речей чиновники, но ведь и въездной туризм «завязан» на автотранспорте. На чем ввезти, на чем тут перевозить? То, что вообще возникла такая ситуация с автобусным парком страны, наводит на подозрение, что чиновники сами не верят, будто Беларусь может быть интересна для иностранца. Мол, все равно они не поедут сюда массово, а на те шестьдесят тысяч, что приезжают, автобусов хватит. Так, что ли?

Оставить комментарий