НА КРАЮ БЕЗДНЫ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Сегодня мы представляем вашему вниманию новый проект «Экономика. Тенденции». Поводом для него стал очередной, восьмой по счету Национальный отчет о человеческом развитии, подготовленный ООН/ПРООН. В ближайших номерах мы постараемся познакомить читателей с основными выводами этого глобального документа, получившего название «Экономика и общество Беларуси: диспропорции и перспективы развития».

«ПОЕЗД ПРОЕДЕТ ЛИШЬ ТАМ, ГДЕ ПРОЛОЖЕН ПУТЬ»

То, что сегодня принято называть белорусским экономическим чудом, появилось вовсе не внезапно. Начиная с 1996 года в Беларуси был достигнут значительный прогресс в обеспечении ускоренного восстановления и подъема экономики. По средним темпам прироста ВВП за 1996-2003 годы (примерно 6% ежегодно) наша страна опережала страны Балтии, Польшу, Венгрию, Россию и ряд других европейских постсоциалистических стран. В результате в 2003 году нам удалось превзойти уровень ВВП предкризисного 1990 года.

Во многом, и это нельзя не признать, преобразование структуры экономики в новых условиях происходило (и происходит) под контролем государства. В первую очередь, это позволило избежать непомерно высоких социальных издержек трансформации экономики. В отличие от большинства постсоциалистических стран мы в меньшей степени ощутили массовую бедность и безработицу, не страдали от высокого уровня коррупции, не созерцали массовых банкротств предприятий и целых отраслей. Все эти успехи нельзя отрицать. Так же, как нельзя отрицать, что рост и стабильность должны иметь необратимо устойчивый характер. В противном случае наш скоростной экономический поезд, набирающий обороты, просто примчится туда, где рельсы еще не успели проложить. А там тупик.

Говоря о существующих диспропорциях в экономическом развитии, эксперты отмечают, что причина их возникновения кроется как в непродуманном реформировании, так и оттягивании назревших преобразований.

Наша экономика во многом зависима от внешней торговли. Именно наращивание экспорта товаров и услуг является одним из приоритетных направлений экономической политики, заложенной в Программе социально-экономического развития на 2001-2005 гг. Влияние внешних факторов усиливает глобализационные процессы. Да, это дает массу возможностей. Однако реализация этих возможностей зависит от того, насколько гармонично будут сочетаться рыночные правила игры и национальная экономическая политика. Вот тут есть проблема. Глубина и масштабы рыночных преобразований в Беларуси пока недостаточны. Индекс инвестиционной привлекательности значительно отстает от стран Центральной и Восточной Европы. Результат известен и озвучен уже не один раз. В целом у нас низкий уровень конкурентоспособности. Печально. Однако отрицать и закрывать на это глаза бессмысленно. В таком поезде далеко не уедешь.

СЛАБЫЕ МЕСТА

Выпуск многих товаров значительно превышает потребности внутреннего рынка. Что делать? Правильно. Продавать. Что мы, собственно говоря, и делаем. По некоторым позициям экспорт составляет более 80% общих объемов производства. Это касается, в частности, нефтепродуктов, минеральных удобрений, тракторов, холодильников и морозильников, газовых плит. Кроме того, примерно 60-80% от производимых в стране химических волокон, одежды, грузовых автомобилей, мотоциклов, керамической плитки, обоев, спичек, ковров, сыров и творога идет на продажу.

В последнее время наши производители все чаще сталкиваются со значительными трудностями. Поддерживать ценовую привлекательность товаров и услуг становится все сложнее. А ведь от способности наших товаров успешно конкурировать по цене и качеству на рынках СНГ и стран дальнего зарубежья зависит устойчивость имеющего место быть экономического роста. В чем причина проблемы? В первую очередь, рост конкурентоспособности сдерживается нестабильным финансово-экономическим положением многих предприятий. Кроме этого, есть проблема недостаточного использования значительной части производственного потенциала. И все это на фоне растущего физического и морального износа активной части основных средств.

Несмотря на общий экономический рост, последние несколько лет хозрасчетные и бюджетные отрасли экономики развивались в непростых условиях. Правильнее даже будет сказать, в сложных. С одной стороны, вырос объем денежных средств на счетах предприятий. Уменьшилась доля неденежных расчетов. Размеры валютной выручки экспортеров увеличились. Это хорошо. С другой стороны, эксперты отмечают, что рентабельность реализованной продукции была несоразмерно низкой по отношению к инфляции. Сохранился высокий удельный вес убыточных предприятий и организаций (15-30% в течение 1995-2004 гг.). Это плохо. В итоге – хронический дефицит финансовых средств у отечественных производителей. Отсюда несвоевременное выполнение многими экономическими субъектами своих финансовых обязательств перед поставщиками, кредиторами и государством. Это тоже плохо.

По проведенным в НАН Беларуси опросным исследованиям, еще в 2000 году основная часть определяющих технологий в промышленности (около 50%) была внедрена еще до 1985 года. Это печально. Особенно, если учесть, что к 2005 году ситуация изменилась незначительно. Статистика свидетельствует, что степень износа активной части основных средств превысила предел в 60%. Это опасно. За всем этим стоят издержки. Издержки высокие. Они препятствуют ценовой привлекательности выпускаемой продукции. Правительство в ответ на это ужесточило правила ввоза товаров в страну. При этом мы еще хотим в ВТО.

В долгосрочной перспективе могут дать о себе знать такие факторы, как серьезное отставание Беларуси от стран ЕС в области инноваций, научно-исследовательской и конструкторской деятельности. Как ни парадоксально, происходит это на фоне наличия квалифицированных кадров и высокой доли работников с высшим и средним образованием. В результате – перекос в инновационной сфере. А это тоже для экспортного потенциала нехорошо. На сегодняшний день в Беларуси только 3% экспорта вне стран СНГ составляют наукоемкие товары. В ЕС в это время 20% экспорта промышленных товаров реализуется на рынках высоких технологий. Почему? А потому, что у них новые технологии внедряются на каждом втором предприятии. У нас же подобным процессом увлечено только 14% предприятий.

ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА ЕСТЬ КОНКУРЕНЦИЯ?

Как это ни банально, нужно конкурировать. И создавать все условия, чтобы конкуренция стала возможной. Бояться этого не нужно. Нужно укреплять конкурентоспособность. Без этого экономический рост превратится в спад. Что делать, чтобы избежать?

Эксперты в своем докладе предлагают некоторые меры. В первую очередь нужно сосредоточить внимание и ресурсы на формировании небольшого количества комплексов, ориентированных на экспорт. То, что наша промышленность до сих пор остается недостаточно специализированной, создает определенные проблемы. Условия для преодоления этих проблем есть. Белорусская промышленность имеет богатый капитал. Есть кадры, мощности, ориентация на экспорт. Однако глупо полагать, что это распространяется на всю промышленность. Это 10-12 областей, на которых можно делать упор. Но при этом нельзя забывать, что по энерго- и металлоемкости ВВП Беларуси существенно превышает эти показатели в других странах. Беда в том, что значительную часть энергоносителей и металлов приходится импортировать. Сегодня это примерно треть всего импорта страны. Покупаем. Производим. Продаем, но уже с трудом. Между тем нефть дорожает. Не отстают от нее газ, уголь, металлы. Мы же продолжаем использовать устаревшие технологии. Увеличиваем затраты. Решение одно – широкомасштабный переход на энерго- и металлоемкие технологии. И чем быстрее, тем меньшей кровью нам это обойдется.

Не лишним будет также напомнить убыточным предприятиям и тем, кто пользуется большим количество льгот, что период рыночной адаптации уже закончился. В шоковый период начала 90-х гг., конечно, не мог пройти без поддержки. Она была оправдана. Иначе не могли выжить не только нерентабельные предприятия, но и потенциально-конкурентоспособные. Теперь пора остановиться. Иначе получим массу иждивенцев, которые получают кредиты банков и бюджетные ссуды, ничего не возвращают, но при этом еще и не улучшают свое финансовое положение. Стремление государства поддержать бесперспективные предприятия и избежать массовых банкротств привело к тому, что сегодня 0,2% наиболее успешных производств обеспечивают 40% поступлений в консолидированный бюджет.

Поддерживать надо тех, кто имеет шансы на успешную переориентацию в соответствии с потребностями рынка. Об этом, кстати, неоднократно и глава государства говорил. Так что впору разморозить такие институты, как банкротство и финансовая санация. Да, это нельзя делать единовременно. Иначе захлебнемся от безработицы. Но проблему нужно решать. Решать ее надо путем создания эффективных рабочих мест. Только без излишней занятости. Если же будем грамотно реформировать ситуацию в отношении малого и среднего бизнеса, получим те самые эффективные рабочие места. А потом еще и налоговую казну пополним. Снизим издержки. Повысим инвестиционную привлекательность. Сможем конкурировать. Вольемся в глобальное пространство. От этого никуда не денешься. Иначе будет как у Фридриха Ницше: «Если долго вглядываться в бездну, бездна начнет вглядываться в нас».

СПРАВКА «ЭН»

Республика Беларусь поддерживает торговые отношения со 155 странами. С 48 странами дальнего зарубежья установлен торговый режим благоприятствования. Беларусь удерживает 10-15% мирового рынка большегрузных автомобилей и 3% рынка тракторов.

Более 84% внешнеторгового оборота приходится на долю двух крупнейших партнеров – ЕС и России.
В товарной структуре белорусского экспорта преобладают минеральные удобрения, а также текстиль и текстильные изделия, продукция из неблагородных металлов, древесина и изделия из нее, древесный уголь, приборы, оптическая аппаратура.

В белорусском импорте преобладают машины, электротехническое оборудование, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, продукция химической промышленности, средства наземного, воздушного и водного транспорта. В следующем номере «ЭН» читайте материал о региональном неравенстве.

Оставить комментарий