ПОЛУЧИТ ЛИ БИЗНЕС ПОДДЕРЖКУ?

Проект Закона «О поддержке малого и среднего предпринимательства» необходим, но нуждается в доработке

Малое предпринимательство в Беларуси появилось еще в перестроечную эпоху, когда зарождались первые кооперативы. На конец 2003 года количество малых предприятий в стране составляло около 31 тыс., в том числе 28,5 тыс. негосударственной собственности. Число индивидуальных предпринимателей достигло 188,8 тыс. человек. Сегодня на малых предприятиях занято 377 тыс. человек, а удельный вес субъектов малого предпринимательства в доходах консолидированного бюджета составил 13,6%.

Говорить о том, что малый бизнес вносит существенный вклад в социально-экономическое развитие стран, излишне. Известно, что он способствует насыщению потребительского рынка разнообразными товарами и услугами. Успешно конкурируя с госпредприятиями, малый бизнес способен стабилизировать потребительские цены. Кроме того, рост числа малых предприятий содействует снижению безработицы.

Возможности увеличения вклада малых предприятий в развитие экономики напрямую зависят от состояния нормативно-правовой среды. Сейчас идет подготовка проекта Закона «О поддержке малого и среднего предпринимательства». Рассматриваться этот документ будет, скорее всего, на осенней сессии Палаты представителей. В необходимости этого документа никто не сомневается, однако заинтересованные лица уже говорят о том, что в существующем на данный момент виде Закон останется рамочным и декларативным документом, не способным решить существующие проблемы предпринимателей.

Для обширного и всестороннего обсуждения проекта нормативно-правового акта информационный портал для белорусского бизнеса BEL.BIZ организовал виртуальный круглый стол. Руководители и специалисты бизнес-ассоциаций, независимые юристы, а также предприниматели высказывают свое мнение о будущем Законе, который является базовым документом в области развития предпринимательства в стране.

Мы предлагаем и нашим читателям ознакомиться с основными замечаниями и предложениями участников дискуссии.

Елизавета БУЛДЫК, член Совета Белорусского союза предпринимателей, председатель Совета по малому и среднему бизнесу при БСП, аудитор:

«Согласно Проекту, в равные условия для получения льгот и поддержки ставятся предприятия, имеющие оборот, к примеру, 30 тыс. евро и 300 тыс. евро (микроорганизации), а также 301 тыс. евро и 1,5 млн евро (малые организации). Непонятно, как среднегодовой оборот будет определяться для вновь созданных предприятий и предприятий с сезонными видами деятельности. Вновь созданные предприятия, особенно унитарные (один учредитель), должны выделяться в отдельную группу. Данный проект не предусматривает комплекс мер по решению имеющихся проблем: льготное налогообложение, упрощенная система учета, возможность получения кредитов, займов и т.д.

Одной из важнейших проблем остается проблема неравных условий для ИП и предприятий (один из вариантов – унитарные), даже в тех случаях, когда они имеют одинаковые численность сотрудников и оборот. Проект Закона не предусматривает поддержки и льгот для вновь созданных предприятий».

Алексей КУШНЕР, директор консалтинговой компании «Сценариум»:

«В проекте Закона впервые на законодательном уровне дано определение среднего предпринимательства и микроорганизации. Также впервые введена норма о том, что возмещению подлежат не только реальные убытки, понесенные предпринимателем в результате действий государственных органов, но и расходы по защите своих прав и интересов и неполученная прибыль за время вынужденного приостановления деятельности. Проект содержит норму, в соответствии с которой неэффективно используемое и находящееся в государственной собственности имущество может передаваться субъектам малого и среднего предпринимательства в собственность на возмездной или безвозмездной основе или в аренду на льготных условиях. Законодательно это возможно и сейчас, но, к сожалению, на практике, механизм льготной или безвозмездной передачи в собственность субъектам малого и среднего бизнеса неэффективно используемого государственного имущества не работает.

Вместе с тем хотелось бы, чтобы в Законе присутствовали нормы, устанавливающие упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета и налоговой отчетности, а также законодательные нормы, ограничивающие количество проверок субъектов малого и среднего бизнеса. В целом, можно отметить, что проект носит в большей степени декларативный характер, так как в нем практически отсутствуют нормы прямого действия, а это значит, что все процедуры по поддержке малого и среднего предпринимательства опять будут зависеть от нормативных правовых актов, принимаемых соответствующими органами в развитие данного Закона».

Валерий ФАДЕЕВ, эксперт Международной финансовой корпорации по правовым вопросам, заслуженный юрист Беларуси:

«Рассмотрев проект, считаю, что принятие такого Закона крайне необходимо и может существенно улучшить положение субъектов малого и среднего бизнеса (далее – МСБ). Во-первых, в проекте дается официальное определение среднего бизнеса, которое до настоящего времени в Беларуси отсутствовало. Большое значение будет иметь реализация положений, определяющих порядок ответственности государственных органов и их должностных лиц за ущерб, причиненный субъектам МСБ. Вместе с тем считаю, что проект Закона носит в основном декларативный характер, содержит недостаточные гарантии деятельности и защиты прав субъектов МСБ, в том числе стабильности законодательства, регулирующего их деятельность, не определены меры по преодолению излишних административных барьеров на пути МСБ; в нем отсутствуют нормы, гарантирующие учет мнения МСБ и их объединений при подготовке проектов нормативных актов; довольно неопределенно «выписана» инфраструктура поддержки МСБ. Полагаю также, что проект Закона должен быть дополнен нормами, гарантирующими свободу предпринимательства, определяющими пределы правового регулирования деятельности МСБ, основные принципы контроля и надзора за их деятельностью, общие принципы и способы защиты прав субъектов МСБ».

И.ДЕНИСОВ, индивидуальный предприниматель:

«После ознакомления с проектом Закона хотелось бы уточнить некоторые вопросы. Почему в ст. 5 «Ответственность государственных органов и их должностных лиц за убытки, причиненные субъектам малого и среднего предпринимательства» ничего не сказано о том, что убытки, причиненные в результате необоснованной конфискации имущества государственными органами, должны возмещаться государством по рыночной стоимости? Почему в ст.10 «Информационная поддержка малого и среднего предпринимательства» ничего не сказано о том, что на суд общественности должны заблаговременно выноситься проекты всех нормативных актов по вопросам предпринимательства, по крайней мере, указов, декретов, постановлений правительства?»

Белорусский бизнес давно намекал, просил, требовал у государства условий для создания благоприятного делового климата. Государство из года в год упорно продолжало блокировать творческую инициативу граждан. Основание простое: мол, не приемлет наше национальное сознание рыночных условий. Не нужно нам это. Разговоры о том самом деловом климате превратились в разговоры обо всем и ни о чем. Весеннее обострение предпринимательского недовольства все-таки привело к тому, что глава государства поставил перед правительством задачу улучшить условия деятельности предпринимателей. В итоге Министерство экономики разработало вышеуказанный проект нормативно-правового акта. Он, этот проект, по идее, должен улучшить деловую среду и помочь предпринимателям плодотворно работать как для своего блага, так и для блага всей страны в целом. И это вовсе не пафосные лозунги. Подсчитано, что если провести необходимые реформы, которые обеспечат быструю и дешевую процедуру регистрации бизнеса, эффективную систему регистрации собственности, прозрачные механизмы получения кредита и реализации процедуры банкротства, то темпы экономического роста увеличатся на 2,5-3%. В течение двух-трех лет в этом случае в стране появится как минимум 100 тыс. рабочих мест. Дело, согласитесь, хорошее.

Как получится, пока неизвестно. Во многом все будет зависеть от того, прислушается ли правительство к замечаниям и предложениям по готовящемуся проекту Закона. Пока же заинтересованные лица говорят, что документ концептуально не проработан, а, значит, не может быть рекомендован к принятию.

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о