«БРАТСКАЯ» ПОМОЩЬ

«Эту историю рассказал нам Шурик…» – так начинается фильм «Кавказская пленница». Так же зовут и нашего героя. И сюжет – с похищением «невесты» кунаками влюбленного «джигита»…

БАВАРСКАЯ КРАСАВИЦА

Эта красавица, прославленная в российском кинопрокате и воспетая Серегой, приехала в Минск из Германии три года назад. Такая же черная и такая же вожделенная – БМВушечка, 1996 года рождения. Шурин Яшка привез отдать в добрые руки за хорошие деньги. Сам он из наших бывших казахских немцев. 15 лет как на исторической родине обитает. По-нашему говорит еще хорошо, да вот людей и ситуации понимает уже плохо.

Без Шурика съездил в Малиновку, нашел там покупателей за десять реальных тысяч и договорился на следующий день, в воскресенье, встретиться на Центральном вокзале для расчета. Как увидал Шурик этих «кунаков», так сразу Яшке и говорит: «Разворачивайся, пока не поздно. Типичные урки. Ничего не выйдет». А Яшка успокаивает: «Нормальные мужики. У нас в Германии много таких с Востока. Я их хорошо знаю. Да к тому же еще две машины заказали…» Пожелали подъехать на сервис для дополнительного осмотра подвески. Там один вышел и отправился в туалет, а второй попросил сам загнать на эстакаду. Шурик – против, Яшка – пожалуйста. Чуя неладное, Шурик побежал за первым в туалет. Возвращается с ним и узнает от беспечного шурина, что джигит куда-то, сдав резко назад, уехал. Пятнадцать минут оставшийся «друг» ходил все кругами и нервно курил. Шурик за ним по пятам. И вот, как ни в чем ни бывало, возвращается лихой джигит и, нахваливая невесту, предлагает Яшке оговорить аванс на еще две такие машины. Шурин укоризненно смотрит на Шурика и восхищенно шепчет: «Я же говорил – отличные мужики. Вот как надо находить клиентов». Но тут второй джигит тоже просит дать посмотреть, как работает коробка передач, а первый идет в туалет. Отъезжает, но оставшийся на этот раз предпочитает незаметно выйти из туалета через другую дверь. Слегка озадаченный Яшка грозно так заявляет: «Больше я им кататься не дам!»…

МОСКОВСКИЙ БЕСПРЕДЕЛ

Проходит два года и вдруг приходит сообщение о том, что нашлась-таки пропажа. Теперь уже в столице нашей бывшей единой Родины. Говорят, правда, что совсем поплохевшая, пережившая пожар, потоп и землетрясение. Их сердобольные сыщики предлагают за нее 2,5 тысячи долларов, и незачем, мол, даже ехать на опознание. Да и наши менты не в восторге от перспективы посетить Белокаменную. Обратно, говорят, можно и не вернуться – стреляют. Шурик звонит Яшке. Тот в гневе и решительно готов спонсировать любую экспедицию для благого возврата. Заинтересованные два милиционера и два друга тут же соглашаются…

В Москве находят нужный отдел. Добродушный начальник, посмотрев документы, с сочувствующим, скорбным видом показывает жуткие фотографии неузнаваемо пострадавшей BMW и повторяет условия. Но Шурик, по завету Яшки, требует личного свидания и персонального прощания с усопшей. «Но тогда придется оплатить 2 тысячи долларов за штрафстоянку…» – печально заявляют. «Надо, так надо…» – соглашается Шурик. Но начальник все же предлагает посоветоваться с юристом. Тот с откровенным простодушием, по-братски так, объясняет: «Запали на вашу машину тут, мужики. Бесполезно бухтеть. Можете лишь слегка поторговаться. Да и то…» Шурик с белорусским терпением и упрямством требует показать машину. Начальник не выдерживает и открытым текстом, осерчав, кричит: «Через два часа увидите. Будет хуже, чем на фотографии, если вы такие дуболомы. Нечего будет вообще забирать. А штрафплощадку – все равно оплатите». И потом уже, оставшись наедине, видя растерянность Шурика, спокойно так говорит: «Я на ней уже год езжу. Соглашайся. Я ведь тебе даже денег даю…» Шурик в ответ потупился: «Так ведь ее реальная цена у вас 10-12 штук. А ты мне – 2,5. Давай хоть половину… Будь же ты человеком!..» Задумалось «чудище» и предложило покурить-подождать. Через полчаса приносит конверт – в нем пять тысяч зеленых. «Все, уезжай, счастливчик», – говорит торжественно. «А документы?» – спрашивает Шурик. «Не надо. У меня свои есть. Главное, чтобы с угона сняли».

Наши милиционеры, узнав о том, что получены деньги, ехать с Шуриком обратно наотрез отказались. «Вези, мол, на вокзал. Поездом поедем», – заявили. Еле их Шурик уговорил.

«АВТО ДЛЯ СОТРУДНИКА»

Проведя блиц-опрос у знакомых автолюбителей, мы с сожалением узнали, что, оказывается, в данной ситуации мы, окажись в роли потерпевшего, видимо, вынуждены были бы поступить так же! Ибо в чужой (хоть и братской) стране, с иным законодательством, не зная четко прописанной процедуры возврата и освидетельствования, без компетентной поддержки ответственных представителей своего государства мы бессильны перед произволом наделенных властью «оборотней в погонах». Еще год назад в «Московском комсомольце» была опубликована разоблачительная статья «Назад дороги нет» о распространенной в Москве практике «прихватизации» работниками ОВД ворованных автомобилей. Вот ее выводы: «Если такую машину нашли при задержании угонщика, то после суда она, скорее всего, годами будет гнить на спецстоянке, пока ее по винтику не растащит местная охрана – ни следствие, ни суд не занимаются поисками истинного владельца. Галочка в отчете поставлена – и ладно. А интересы граждан, по большому счету, никого не интересуют. Но существует иной сценарий развития событий. Скажем, милиционеры в ходе оперативно-следственных действий нашли энное количество угнанных машин с перебитыми номерами. Преступников нет, хозяев машин нет, кому достается «халявный» транспорт? По официальной версии, его опять же помещают на спецстоянку. А по неофициальной... Достаточно взглянуть на дорогие иномарки, припаркованные у различных ОВД, УВД, ГИБДД, и все станет ясно. Такие машины сами милиционеры называют «авто для сотрудника».

КАК ВОЗВРАЩАЮТ НАЙДЕННЫЙ АВТОМОБИЛЬ?

Прокомментировать ситуацию и дать дельный совет, как поступить человеку в случае, если угнанный у него автомобиль обнаружен за рубежом, согласился заместитель начальника управления Главного управления предварительного расследования МВД РБ, подполковник милиции Аркадий СЕМЕНЯКО. Ознакомившись с нашим случаем, он тут же обратился к Конвенции членов СНГ от 22.01.1993 «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», указав на часть III «Специальные положения о правовой помощи по уголовным делам» и Статью 78 «Передача предметов». «В соответствии с Конвенцией, – пояснил он, – выдача предметов (в том числе и автомобилей) физическим лицам не допускается. То есть гражданин не может по своей инициативе поехать куда-либо за пределы Республики Беларусь для того, чтобы забрать свою машину. В рамках Конвенции (а это, прежде всего, обязательства государств) предусматривается, что только договаривающиеся стороны (а не частные лица) по просьбе передают друг другу предметы». Вместе с тем, следует иметь в виду, что возможна отсрочка передачи предметов, если они необходимы в качестве вещественных доказательств в уголовном деле.

– Как осуществляется розыск и процедура передачи похищенного автомобиля?
– Этот вопрос решается в рамках расследования по уголовному делу. В противном случае розыск автомашины осуществляться не будет, и, следовательно, вопрос о ее передаче поставить будет невозможно. Если автомашина обнаружена за пределами РБ, следователь обязан подготовить соответствующее поручение (просьбу) компетентному органу иностранного государства и поставить вопрос о ее передаче.

– Получается, что в нашей истории на лицо не только беспредел чиновника, но и самодеятельность пострадавшего?
– До того как стало известно о найденном автомобиле – все было правильно: заявление, дело, розыск. Если бы пострадавший знал закон, то должен был далее терпеливо ожидать, пока компетентные органы не осуществят передачу найденного автомобиля. Самостоятельно действовать пострадавший не должен. Для этого существуют органы государства и должностные лица, в обязанности которых входит разрешение этих вопросов.

– Но что если человек обнаружил пассивность или скрытое нежелание наших ведомств заниматься возвратом (в нашей истории они настаивали на том, чтобы потерпевший согласился получить предложенную четверть цены за автомобиль и закрыть дело), что еще оставалось делать, как не ехать самому?
– Конечно, процедура передачи автомашин непростая и длительная. Понятно нетерпение. Тем не менее, есть установленный порядок. Если потерпевший считает, что ОВД не принимает достаточно мер по истребованию его имущества у другого государства, то он вправе обратиться с жалобой в вышестоящую инстанцию. В вашем случае – ГУВД, УВД, МВД, прокуратуру. Именно такая жалоба была нами рассмотрена в прошлом году. В результате – ряд должностных лиц получил серьезные взыскания, и процедура была ускорена.

– Какова техническая процедура возврата, существуют ли жесткие сроки выполнения?
– Между следственными органами МВД Республики Беларусь, Российской Федерации и полицией Литвы имеются обязательства об исполнении поручений по оказанию правовой помощи в течение месяца.

– Порядок, по которому происходит возврат похищенных вещей, угнанных автомобилей, универсален для всех стран?
– Нет. Порядок передачи предметов определяется международными договорами.

С Польшей, например, такой договор подписан 26 октября 1994 года. Аналогичные договоры имеются с Литвой, Китаем и другими странами. Во взаимоотношениях между Республикой Беларусь, Казахстаном и Азербайджаном действует порядок, определенный Конвенцией от 07.10.2002. В отношении остальных государств Содружества в настоящее время действует Конвенция от 22.01.1993. Но даже если такого договора между государствами не существует – подобные вопросы могут решаться на принципах взаимности.

– Что можно сказать о положении добропорядочных граждан невольно оказавшимися владельцами краденого автомобиля?
– Если возникает спор о праве собственности на предмет, то он разрешается только в судебном порядке.


По данным МВД Республики Беларусь – в 2004 году на территории Беларуси было похищено 3.022 автомобиля. Раскрыто 1.782 преступления, связанных с угонном и кражей автомобилей. 2.212 автомобилей было найдено – т.е. установлено их местонахождение, в том числе и в разобранном виде. Судьба 810 автомобилей – осталась неизвестна.


Со своим мнением о поднимаемых проблемах, а также с предложениями собственных историй для всеобщего обсуждения или оказания правовой помощи обращайтесь по телефону горячей линии редакции – 232-64-05 или звоните мне лично. Контактный телефон 8(029)705-25-67, Игорь Москаленко.

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о