УМЕНИЕ СОЗДАТЬ ВЫБОР

Идею переориентировать часть белорусских экспортных грузопотоков на Калининградский морской порт и построить поблизости собственный терминал многие аналитики восприняли в штыки. Тут, мол, голая политика, а экономический интерес не разглядишь и в микроскоп.

На первый взгляд, так оно и есть. Белорусско-российское сотрудничество сейчас вновь на подъеме, и Кремль весьма заинтересован в том, чтобы наша страна помогла подняться отрезанному от метрополии калининградскому региону. В сравнении с окружающими его странами, уровень жизни там весьма невысок. Увеличение белорусского грузопотока до миллиона тонн в год вместо нынешних 355 тысяч дало бы рабочие места и заработки людям, прибыль предприятиям, налоги в бюджет.

Но весь вопрос в том, за чей счет этот подъем будет производиться. Серьезную прибавку грузопотока может дать калининградцам белорусский калий, на который сейчас большой спрос в мире. Расстояние от Солигорска до российского порта и литовской Клайпеды примерно одинаковое. Но цена доставки и перевалки грузов разная. В Калининграде она более чем на 4 доллара за тонну дороже. Недаром пока через здешний анклав переваливается лишь 2 процента наших товаров, доставляемых на международные рынки морским путем. А основное окно в мир для Беларуси – латвийский порт Вентспилс. Через него проходят 59 процентов наших грузов. Значительная их часть поступает из Новополоцка по нефтепродуктопроводу. Который с места не сдвинуть. Даже ради большой дру¬ж¬бы. К тому же порты в Вентспилсе и Клайпеде способны принимать большегрузные суда, а калининградский – нет.

Выходит, скептики правы? Не сказал бы. Во-первых, если предложение калининградского губернатора Владимира Егорова, которого прочат послом России в нашей стране, будет реализовано, то строительство терминала в Балтийске профинансирует бюджет не белорусский, а Союзного государства. Новый порт сможет принимать и большегрузные суда. Во-вторых, те 3-3,5 миллиона долларов в год, которые наша страна потеряет на доставке грузов через Литву, россияне вполне способны компенсировать в иных сферах сотрудничества, прежде всего, в энергетической и оборонной.

Но главный выигрыш для белорусской экономики даже не в этом. Как только весть о том, что наша страна готова увеличить грузопоток через Калининград разнеслась по соседним морским державам, так сразу же представители их портов поспешили в Минск с собственными проектами, чтобы заинтересовать ими крупного экспортера.

Польша предложила ускорить работы по восстановлению действовавшего еще в XIX веке водного транспортного пути Днепр-Висла-Одер. Перевозка по рекам в полтора раза дешевле железнодорожных. Кроме того, Евросоюз сейчас активно модернизирует морские порты Гданьск, Гдыню и Щецин. Словом, для белорусского экспорта калийных удобрений и металла вырисовывается выгодный маршрут. Латвия приглашает использовать возможности только что построенного в порту Вентспилса суперсовременного зернового терминала. А Литва пытается заинтересовать белорусских партнеров в создании совместного логистического центра, чтобы повысить эффективность экспортных перевозок для обеих стран. Еще осенью она объявила о снижении сразу на 40 процентов ставки сборов в Клайпедском порту при условии увеличения однородных грузопотоков, а весной снизила нашим грузоотправителям железнодорожные тарифы.

У отечественного экспорта ныне богатый транзитный выбор. Находясь на евразийском перекрестке, наша страна и должна активнее кормиться с дорог, по которым движутся товары.

Оставить комментарий