МОЛОЧНЫЕ РЕКИ, КОЛБАСНЫЕ БЕРЕГА

В Гомельской области всерьез задумались об установлении жестких квот для товара из других регионов как способе эффективной борьбы за своего производителя. О том, что новая форма междуусобной войны набирает обороты в режиме реального времени, журналисту «Экспресс НОВОСТЕЙ» рассказал один из руководителей торговой организации Гомельской области, по понятным причинам пожелавший остаться неизвестным.

– Откуда произрастает зерно молочной междуусобицы?

– Не так давно в Гомеле прошла выставка-ярмарка товаров народного потребления, на которой присутствовали республиканские и областные производители молочной продукции. Мои источники утверждают, что руководители данных предприятий из Гомельской области пожаловались властям на плохую реализацию своего товара по причине неспособности эффективно конкурировать с поставщиками из других областей. Это послужило поводом для ужесточения условий продаж товара «чужаков» для защиты своих. Поэтому указания проявлять большую заинтересованность реализации мясо-молочной продукции своих производителей, ранее носившие рекомендательный характер, переросли в приказной. Пошло контролируемое лоббирование интересов поставщиков из Гомельской области.

– В какой форме все это происходит?
– Власти Гомельского облисполкома «спустили» соответствующий устный приказ управлению торговли, оттуда его направили директорам предприятий всех форм собственности, которые письменно по цепочке передали ценные указания своим товароведам (копия приказа имеется в распоряжении редакции – прим.авт). Чтобы не пустить столь «благородное» дело на самотек, предприятия торговли будут проверяться и отчитываться о проделанной работе. Например, согласно плану по выборке колбасных изделий «отчет будет производиться подекадно. В случае невыборки колбасных изделий по Гомельской области будет произведен запрет на завоз колбасных изделий из-за пределов области». Для успешной реализации этих планов работникам магазинов пригрозили увольнением.

– Здесь ситуация понятна. Но ведь сами магазины не могут вот так взять и отказать тому же «Савушкину продукту»?
– Им и не надо этого делать. Продукция будет в прежнем режиме поступать в торговую сеть, только на прилавках вы ее почти не увидите. Если раньше допускалось наличие 30% «иншаземнай» продукции, то теперь планка снизилась до 10%. Ее просто будут прятать.

Но экономике нельзя сказать «Смирно!» А торговля не способна выжить без нормальной конкуренции. Каждое предприятие должно самостоятельно вести конкурентную борьбу за своего покупателя, а не полагаться на крышевание высоких начальников. Раньше хотели подобным образом защитить пиво «Речицкое», заставить всех покупать только его. Но потом страсти поутихли. Всем стало ясно, что пиво «Речицкое» не нуждается в боксерских методах продвижения на рынке. Оно хорошо продается до сих пор благодаря завоеванной репутации, которая поддерживается эффективной рекламой. Реализация продукции СП ОАО «Спартак» лет десять назад осуществлялась с большими трудностями. Но предприятие самостоятельно вышло на новый уровень и теперь производит замечательную продукцию. Компания успешно завоевывает не только рынок СНГ, Европы, но пошла еще дальше – в США.

– Что мешает предприятиям молочной продукции всерьез заняться маркетингом и продвигать свой товар?
– А сейчас им это тем более не нужно. Зачем? «Пипл схавает» за неимением другого. И никого не волнует, что кто-то предпочитает волковысские пельмени или минские творожные десерты. Но покупатели – не солдаты, которым преподносят одинаковый рацион. Каждый должен иметь право выбора.

– Неужели молочная продукция гомельских производителей настолько плоха, что не пользуется спросом и требует насильственных мер по реализации?
– Недавно один высокопоставленный гомельский чиновник купил в центре города «родную» сметанку, у которой еще не истек срок годности. Открыл, попробовал – кислая. Конечно, есть в области производители, не требующие дополнительных средств защиты для своей продукции. К числу ходового товара можно отнести молочную продукцию рогачевских производителей, а также продукцию для малышей Мозырского молочного завода. Вообще, вся молочная продукция делается по примерно одинаковой рецептуре. Многое зависит от производственных мощностей, культуры доставки товара к потребителю. А что происходит в Гомельской области? Раньше продукция из Добруша, Рогачева, Калинковичей, Речицы, Мозыря поступала напрямую в магазины. Недавно между ними возник посредник – условно назовем его торговый дом «Ярославский». Теперь вся продукция попадает в магазины лишь после перегрузки в транспорт торгового дома. Но, как известно, любая перегрузка – частичная потеря товарного вида. Мало того, поставщик не получает за свой товар деньги в течение 20 дней, что противоречит постановлению Совмина РБ № 215 от 28.02.05. Возникает задолженность перед производителями, которую торговый дом гасит в течение месяца, а то и больше.

– Если не принимать в расчет методы междуусобной войны, каким еще способом производители молочной продукции Гомельской области способны вести успешную борьбу за производителя?
– Надо выходить на рынок с чем-то новым. Продукция минских поизводителей практически ничем не отличалась от аналогов своих конкурентов до тех пор, пока здесь не стали производить новинки. Специалисты знают, о чем идет речь. Новинки постепенно набирали популярность и теперь сметаются с прилавков. Предприятия параллельно стали выпускать другую продукцию, которая тоже начала успешно реализовываться. Гомельская область – не нищий регион. Поэтому не надо сталкивать лбами производителей, проще договориться. Давайте не мешать друг другу, а помогать. Вы занимаете часть нашего рынка, мы занимаем часть вашего. Минчане, например, пообещали не чинить препятствий для реализации продукции из Гомельской области на столичном рынке, так почему мы действуем иначе?

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о