МОЛОЧНЫЕ РЕКИ, КОЛБАСНЫЕ БЕРЕГА

В Гомельской области всерьез задумались об установлении жестких квот для товара из других регионов как способе эффективной борьбы за своего производителя. О том, что новая форма междуусобной войны набирает обороты в режиме реального времени, журналисту «Экспресс НОВОСТЕЙ» рассказал один из руководителей торговой организации Гомельской области, по понятным причинам пожелавший остаться неизвестным.

– Откуда произрастает зерно молочной междуусобицы?

– Не так давно в Гомеле прошла выставка-ярмарка товаров народного потребления, на которой присутствовали республиканские и областные производители молочной продукции. Мои источники утверждают, что руководители данных предприятий из Гомельской области пожаловались властям на плохую реализацию своего товара по причине неспособности эффективно конкурировать с поставщиками из других областей. Это послужило поводом для ужесточения условий продаж товара «чужаков» для защиты своих. Поэтому указания проявлять большую заинтересованность реализации мясо-молочной продукции своих производителей, ранее носившие рекомендательный характер, переросли в приказной. Пошло контролируемое лоббирование интересов поставщиков из Гомельской области.

– В какой форме все это происходит?
– Власти Гомельского облисполкома «спустили» соответствующий устный приказ управлению торговли, оттуда его направили директорам предприятий всех форм собственности, которые письменно по цепочке передали ценные указания своим товароведам (копия приказа имеется в распоряжении редакции – прим.авт). Чтобы не пустить столь «благородное» дело на самотек, предприятия торговли будут проверяться и отчитываться о проделанной работе. Например, согласно плану по выборке колбасных изделий «отчет будет производиться подекадно. В случае невыборки колбасных изделий по Гомельской области будет произведен запрет на завоз колбасных изделий из-за пределов области». Для успешной реализации этих планов работникам магазинов пригрозили увольнением.

– Здесь ситуация понятна. Но ведь сами магазины не могут вот так взять и отказать тому же «Савушкину продукту»?
– Им и не надо этого делать. Продукция будет в прежнем режиме поступать в торговую сеть, только на прилавках вы ее почти не увидите. Если раньше допускалось наличие 30% «иншаземнай» продукции, то теперь планка снизилась до 10%. Ее просто будут прятать.

Но экономике нельзя сказать «Смирно!» А торговля не способна выжить без нормальной конкуренции. Каждое предприятие должно самостоятельно вести конкурентную борьбу за своего покупателя, а не полагаться на крышевание высоких начальников. Раньше хотели подобным образом защитить пиво «Речицкое», заставить всех покупать только его. Но потом страсти поутихли. Всем стало ясно, что пиво «Речицкое» не нуждается в боксерских методах продвижения на рынке. Оно хорошо продается до сих пор благодаря завоеванной репутации, которая поддерживается эффективной рекламой. Реализация продукции СП ОАО «Спартак» лет десять назад осуществлялась с большими трудностями. Но предприятие самостоятельно вышло на новый уровень и теперь производит замечательную продукцию. Компания успешно завоевывает не только рынок СНГ, Европы, но пошла еще дальше – в США.

– Что мешает предприятиям молочной продукции всерьез заняться маркетингом и продвигать свой товар?
– А сейчас им это тем более не нужно. Зачем? «Пипл схавает» за неимением другого. И никого не волнует, что кто-то предпочитает волковысские пельмени или минские творожные десерты. Но покупатели – не солдаты, которым преподносят одинаковый рацион. Каждый должен иметь право выбора.

– Неужели молочная продукция гомельских производителей настолько плоха, что не пользуется спросом и требует насильственных мер по реализации?
– Недавно один высокопоставленный гомельский чиновник купил в центре города «родную» сметанку, у которой еще не истек срок годности. Открыл, попробовал – кислая. Конечно, есть в области производители, не требующие дополнительных средств защиты для своей продукции. К числу ходового товара можно отнести молочную продукцию рогачевских производителей, а также продукцию для малышей Мозырского молочного завода. Вообще, вся молочная продукция делается по примерно одинаковой рецептуре. Многое зависит от производственных мощностей, культуры доставки товара к потребителю. А что происходит в Гомельской области? Раньше продукция из Добруша, Рогачева, Калинковичей, Речицы, Мозыря поступала напрямую в магазины. Недавно между ними возник посредник – условно назовем его торговый дом «Ярославский». Теперь вся продукция попадает в магазины лишь после перегрузки в транспорт торгового дома. Но, как известно, любая перегрузка – частичная потеря товарного вида. Мало того, поставщик не получает за свой товар деньги в течение 20 дней, что противоречит постановлению Совмина РБ № 215 от 28.02.05. Возникает задолженность перед производителями, которую торговый дом гасит в течение месяца, а то и больше.

– Если не принимать в расчет методы междуусобной войны, каким еще способом производители молочной продукции Гомельской области способны вести успешную борьбу за производителя?
– Надо выходить на рынок с чем-то новым. Продукция минских поизводителей практически ничем не отличалась от аналогов своих конкурентов до тех пор, пока здесь не стали производить новинки. Специалисты знают, о чем идет речь. Новинки постепенно набирали популярность и теперь сметаются с прилавков. Предприятия параллельно стали выпускать другую продукцию, которая тоже начала успешно реализовываться. Гомельская область – не нищий регион. Поэтому не надо сталкивать лбами производителей, проще договориться. Давайте не мешать друг другу, а помогать. Вы занимаете часть нашего рынка, мы занимаем часть вашего. Минчане, например, пообещали не чинить препятствий для реализации продукции из Гомельской области на столичном рынке, так почему мы действуем иначе?

Оставить комментарий