ЛОББИЗМ: политическая кухня в белорусском варианте

Понятие «лоббизм» возникло примерно в середине XVI века и первоначально означало узкие, извилистые проходы и полутемные галереи в средневековых католических монастырях. В США этот термин уже во второй половине XIX века трактовался не иначе, как подкуп в парламентских коридорах. Позднее политики стали подходить к продвижению законных интересов разных групп более взвешенно. В ряде государств законодательство упорядочивает лоббизм как естественное общественное явление.

У нас значительная часть чиновников, а также общества упорно продолжают вкладывать в это понятие лишь негативный смысл. Такая традиция сложилась еще в советские времена, когда лоббизм, продолжая оставаться классово чуждым явлением, существовал в весьма специфических административных формах. Так, в последние годы существования великого и могучего Союза БССР боролась за республиканский хозрасчет, выступавший гарантом некоторого экономического суверенитета. Реальная власть перетекала в этот период из рук Компартии к советским чиновникам, в стране появлялись ростки рынка. Однако все важные решения все равно принимались в Москве, а правительства советских республик неустанно жаловались на недостаток полномочий. Вскоре в Верховном Совете была сформирована так называемая фракция «Беларусь», которая была призвана отстаивать интересы страны. Приобретение независимости нашей страной ситуацию изменило незначительно. На политической арене правила игры менялись настолько быстро, что ни правительство, ни только что появившиеся хозяйствующие субъекты, ни отдельные граждане не могли определиться хотя бы с какой-нибудь перспективой развития. Отдельные законы не могли просуществовать и года, в сфере бизнеса их жизнь была еще короче – 3-4 месяца. Вот тогда-то на территории постсоветских стран начала буйствовать коррупция, которая обогатила номенклатурную элиту на фоне постоянно нищающего населения. Чиновники просто продавали информацию тем, кто был заинтересован в изменении правил игры. В настоящее время, исходя из того, что исполнительная власть является единственным полноценным институтом, действительно важные государственные решения принимаются в кулуарах. Это приводит к тому, что часто они непрогнозируемы и не всегда касаются значимых интересов населения, бизнеса, а также различных министерств и ведомств.

Основные вопросы, связанные, к примеру, со ставками налогов и размерами таможенных пошлин, решаются, как правило, не в парламенте, а в правительстве. Среди депутатов нового созыва оказалось много представителей хозяйствующих субъектов разных форм собственности, которые явно надеялись лоббировать свои интересы. Получалось это с небольшим успехом, так как основная масса депутатов считала хорошим тоном поддерживать за государственный счет колхозно-совхозный АПК, заводы-гиганты. Президент стоял на тех же позициях. Лоббирование интересов все больше перемещалось в Администрацию президента и происходило все менее открыто.

Ольга Абрамова, депутат ППНС: «В Беларуси предельно активно аграрное лобби…»

- Лоббизм существует всегда и везде там, где есть парламент и есть правительство. Таким образом, как бы мы ни относились к самому явлению, но оно присутствует и у нас, и в других государствах.

Лоббирование в белорусском парламенте касается прежде всего отраслевых интересов, нежели политических. В нашей стране предельно активно аграрное лобби. Ему практически не оказывается сопротивление, это уже что-то на уровне традиции, не требующей легализации даже через закон. Сказывается и тот факт, что и среди парламентариев, и среди чиновников достаточно много аграриев по социальному происхождению.

На сегодняшний день простейшие формы поддержки, которые существуют в виде постоянных вливаний в сельское хозяйство без его модификации и наличия концепции реформирования на государственном уровне, конечно же, малоэффективны. Из-за этого страдают те отрасли, которые могли бы быть выгодными для белорусской экономики.

Вообще и у нас, и в любой другой стране госчиновники прилагают максимум усилий, чтобы отстоять свои интересы. Особенно это заметно во время подготовки и обсуждения в Палате представителей закона о госбюджете. Хорошо, когда их инициатива совпадает с общественными интересами, но такое происходит далеко не всегда.

Общеизвестно, что в парламенте задолго до принятия того или иного политического решения происходит целый ряд встреч и консультаций с представителями различных групп интересов. Однако у нас это носит пока протоцивилизованный характер. Поэтому по аналогии с опытом западных стран могу с уверенностью сказать, что нам необходимо законодательное регулирование в данной области.

При наличии соответствующего закона различные общественные групповые интересы получат свое законное представительство (подчеркиваю - законное) при государственных органах власти. Это могут быть различные комитеты, союзы, комиссии, ассоциации, имеющие, в соответствии с законодательством, право участвовать в формировании и продвижении тех или иных значимых для них решений.

Лоббирование означает «проталкивание» к принятию, отмене или усовершенствованию законов или политики на местном, национальном или даже международном уровне. При этом используются взгляды и информация, которые доводятся до лиц ответственных за принятие решений, чтобы они повлияли на их действия в нужном направлении.

Сколько стоит закон?

В прошлом году во многих массовых российских газетах был опубликован негласный прейскурант услуг, которые может оказать депутатский корпус при продвижении определенных решений. Не зря нижнюю палату российского парламента уже вполне открыто называют заповедником системного лоббизма.

Вот некоторые выдержки из него. За организацию встречи с парламентарием руководителю компании придется выложить от 1.500 до 3.000 долларов. Звонок депутата ответственному чиновнику правительства или министерства с просьбой оказать конкретную услугу оценивается в 2.000-4.000 долларов. Направление депутатского запроса, например, в налоговую инспекцию с просьбой учинить проверку конкурента - в 2.000-5.000 долларов. Цена за «проталкивание» важных законопроектов может достигать 200.000 долларов. Сумма может изменяться в зависимости от влиятельности депутата и сложности решаемого вопроса. Благодарность народному избраннику выражается не только в денежных знаках. Это может быть решение квартирного вопроса, отдых на Канарах

Судя по всему, такой порядок представителей российской Госдумы вполне устраивает. Потому законопроект «О лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти» уже около 10 лет бродит по стенам парламента.

Оставить комментарий