ПЕРВЫЙ РАЗ – КАК В ПЕРВЫЙ КЛАСС

Как вести себя на новом рабочем месте

Через это суждено пройти каждому. Рано или поздно любой из нас устраивается на работу. Рано или поздно любой из нас эту работу решает поменять на другую. Рано или поздно любой из нас приходит в новый коллектив, в котором действуют свои правила и законы. Сегодня мы поговорим о том, как же вести себя на новом рабочем месте, чтобы первый день не стал последним. Ведь иногда на исправление ошибок, сделанных в первые дни работы, уходит несколько месяцев.

ПРАВИЛА ИГРЫ

Вообще-то первый день на новой работе в большинстве случаев сложно назвать полноценным рабочим днем. Скорее всего, выполнять какую-то определенную работу вам вряд ли придется. Традиционно вас представят всему коллективу, ознакомят со структурой компании, офисной техникой, системой внутренней коммуникации и другими важными деталями. Но все же этот день, как правило, оказывается самым стрессовым. Пусть это и нелегко, важно оставаться уверенным в себе и спокойным. Постарайтесь запомнить все, что вам будут говорить и показывать, чтобы не переспрашивать через полчаса, как работает этот принтер и где находится папка с договорами. За спрос, конечно, не бьют, но все же лучше не вынуждать сотрудников или того хуже руководство повторять одно и то же несколько раз. Еще один важный момент – постарайтесь запомнить имена теперь уже ваших коллег. Людям приятно, когда их называют по имени, а не обращаются к ним, постоянно используя местоимения «вы» или «ты».

Считается, что как минимум половина успеха на новом рабочем месте будет зависеть от того, насколько быстро вы усвоите правила корпоративной культуры, принятые в компании, и насколько хорошо вы сумеете играть по этим правилам. Корпоративная культура есть везде, даже там, где про нее напрочь забывают. Это то, что «заведено», – начиная от манеры обедать, заканчивая общими праздниками. И вот здесь уже неважно, какие именно принципы и стандарты действуют. Их нужно принять, и чем раньше вы это сделаете, тем быстрее вы станете «своим». Да, есть те, кто плывет против течения, но если вы заинтересованы в продуктивной работе, то особого смысла в «бунтарстве» нет. Как говорится, в чужой монастырь со своим уставом не ходят.

В солидных компаниях за корпоративную культуру отвечают отдельные специалисты. Во многих западных компаниях новичкам даже читают целый курс об истории фирмы. Знать это следует не только потому, что так положено, но и потому, что рано или поздно вам придется мыслить в духе общей стратегии компании. Обойтись без так называемого «Soft Factors» или «культуры предприятия» просто невозможно. Изначально лучше обратить внимание на иерархию ценностей, то есть чему придается первостепенное значение при работе, какие личные качества ценятся в первую очередь и так далее. Не забывайте и о «неписаных» правилах. Сюда, к примеру, могут относиться следующие: кто из ваших коллег, независимо от занимаемой должности, пользуется авторитетом у большинства, кому можно и нужно доверять в кризисной ситуации. Здесь главное правило – наблюдайте! За всем: как сотрудники работают, как общаются между собой, какие взаимоотношения приняты с начальством.

Если вам не назначили официального «учителя», постарайтесь как можно скорее установить контакты с тем, кто сможет на первых порах помочь вам разобраться в возникающих вопросах. Самый быстрый способ завоевать доверие и расположение окружающих – это показать собственное хорошее отношение к ним. Обычно человек отвечает на это взаимностью. Однако не следует переходить допустимые грани. Например, заводить дружбу и доверять свои секреты, тем более не относящиеся к работе, всем подряд. Мало того, что слишком откровенные рассказы новичков о своей личной жизни могут быть неадекватно восприняты коллегами (не всем ведь интересно знать, какой салат любит ваш муж на завтрак, и как вы с друзьями отдыхаете в ночных клубах!), но вполне могут стать источниками сплетен.

НЕ ВЫСОВЫВАЙСЯ!

Безусловно, вы талантливый и незаменимый человек. По крайней мере, уверены в этом. Однако доказывать это, едва переступив порог офиса, не стоит. Гораздо важнее на первом этапе показать свою заинтересованность в работе именно в этой компании, проявить внимание и готовность к обучению. Самая большая ошибка, которую вы можете совершить на первоначальном этапе – пытаться радикально изменить последовательность рабочего процесса. Будете выглядеть как выскочка. Не поучайте ваших новых коллег фразами типа «Почему вы делаете это именно так?» или «Я бы на вашем месте сделал это лучше». Конечно, вы хотите зарекомендовать себя как хорошего специалиста, но доказать это быстрее вы сможете, если успешно выполните доверенную вам работу.

Специалисты рекомендуют в первые дни придерживаться тактики «подводной лодки», когда новичок вводит ограничение на активность своих действий, предпочитая наблюдать за окружающей его обстановкой и вникать в суть происходящего. Если же от вас требуют быть активным уже в первые дни работы, проявите максимум осторожности. В противном случае рискуете наделать много ошибок, которые иногда бывает тяжело исправить.

ВСТРЕЧАЮТ ПО ОДЕЖКЕ

Как бы вы ни были убеждены в лояльности нового для вас коллектива, помните, что избитая уже пословица «встречают по одежке, а провожают по уму» своей актуальности со временем не потеряла. Независимо от того, какой стиль одежды импонирует вам в повседневной жизни, на работе придется следовать принятым (неважно, гласно или негласно) условностям. Сразу оговорюсь, что есть компании, в которых принято придерживаться строгих правил в подборе гардероба. Как правило, это касается деловой сферы, где существует так называемый dresscode.

В том случае, если никаких строго оговоренных правил работодатель вам не назвал, приглядитесь к тому, как и во что одеты ваши коллеги. Если вы не вполне уверены в правильности своей оценки, можно деликатно поинтересоваться у показавшегося вам наиболее симпатичным сотрудника компании, существует ли действительно какое-то правило или стандарт в ношении одежды.

Конечно, невозможно описать тот вариант одежды, который однозначно подходил бы всем. Самое простое правило: одежда не должна позволять отвлекаться на то, как тебя в ней оценят. Мужчинам в этом плане проще, поскольку костюм годится на все случаи жизни. Хотите выглядеть посолиднее – с галстуком, посвободнее – без галстука и с расстегнутым воротничком. Женщинам тоже рекомендуется остановиться на деловом костюме или максимально приближенном к этому стилю варианту.

В любом случае будьте опрятны. Проверьте, не разошлись ли швы, нет ли затяжек на чулках, не оторвалась ли где-нибудь пуговица. Подберите костюм заранее и забудьте о нем. Будете выглядеть отлично – прибавится уверенности в себе. Думайте о том, как «преподать» свои умения, а не гардероб.

«ГАРДЕРОБНАЯ» ПАМЯТКА

Для дам:
Простой деловой костюм – оптимальный вариант.
Практичные туфли-лодочки – это удобно.
Духи и макияж – хороши в меру.
Простые элегантные украшения – по-деловому.
Волосы и ногти должны быть ухожены.

Для джентльменов:

Рубашка должна быть тщательно выглажена, а галстук консервативен.
Туфли должны быть начищены.
Лицо следует гладко выбрить, а бороду и усы аккуратно подстричь.
Волосы и ногти должны быть чистыми и ухоженными.
Не налегайте на лосьоны и одеколоны.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Мария ЛЯМИНА, менеджер-консультант КА «Квадрат»:

– Прежде всего, следует акцентировать свое внимание на особенностях корпоративной культуры компании. Это могут быть особенности в стиле одежды сотрудников, особенности делового этикета и корпоративного поведения внутри компании, внутренняя атмосфера в коллективе. Знание этих особенностей поможет быстрее влиться в новый коллектив и быстрее адаптироваться к условиям работы.

Также пригодится знание результатов работы предыдущего сотрудника, ознакомление с общим состоянием текущих дел, необходимыми документами.
К началу работы необходимо распланировать свою деятельность на ближайший, адаптационный период, обозначить предполагаемые результаты работы в этот период, а также подготовить себя к сложностям привыкания на новом месте работы.

Для того чтобы ускорить установление контакта с коллегами, полезно будет поспрашивать их советов по тем или иным рабочим вопросам, попросить рассказать о компании или обсудить с ними общие рабочие проблемы. Неформальные же отношения устанавливаются со временем, по мере выявления общих интересов, и форсировать поиск друзей не имеет смысла.

Особо хочется отметить такой аспект, как возникновение конфликтных ситуаций в коллективе, которые могут совпасть с первыми днями работы. Учитывая неосведомленность новичка в вопросах, предшествующих конфликту, незнание его реальных причин и приемлемых для данного коллектива способов решения подобных вопросов, будет более уместно остаться в стороне и понаблюдать за происходящим. Однако в том случае, если конфликт неглубокий и касается профессиональных вопросов, демонстрация новичком знания альтернативного способа решения проблемы может повысить авторитет нового сотрудника в коллективе.

Не секрет, что быстрое вливание в коллектив во многом будет зависеть и от руководителя. В Японии, к примеру, всех новых сотрудников встречают букетом цветов. У нас пока это не так распространено. И тем не менее начальство должно позаботиться о новом члене своей команды. Тех работников, кому непосредственно придется сотрудничать с «новобранцем», необходимо заранее предупредить о приходе нового члена команды, чтобы это событие не явилось ни для кого неожиданностью. Плюсом в адаптационный период может явиться также и корпоративная вечеринка, приуроченная к какому-либо событию. Она поможет новичку в неформальной обстановке познакомиться с коллективом.

Руководителю предприятия можно также посоветовать первое время, уходящее на адаптацию новичка к новому месту работы, быть внимательным к нему и к его успехам на рабочем месте, с пониманием относиться к неудачам и отсутствию желаемых результатов в работе. Тогда, пройдя адаптационный период и влившись в рабочий коллектив, новый сотрудник будет достигать наилучших результатов.

1
Оставить комментарий

  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Анонимно

насколько обязательно стучаться в дверь к начальнику, перед тем как войти, или достаточно приоткрыть дверь с вопросом: «Можно войти?»