ВОТ ТАК НАХОДКА, ИЛИ ОТДАМ ДЕНЬГИ В НАДЕЖНЫЕ РУКИ

Одно из последних обращений в нашу редакцию по «Обратной связи» – звонок нашей читательницы по поводу утери пластиковой карточки. С тех пор, как почти все мы стали получать заработную плату по карточкам, вопросы о пользовании ими, их защите и возможностях возникают с завидной регулярностью. Поэтому мы решили не только ответить на вопрос читательницы, но и осветить еще некоторые проблемы, связанные с получением денег по банковской карточке.

Ситуация у нашей читательницы самая обычная (давайте будем честными с самими собой, и признаем, что иногда сами так поступаем): ее муж потерял кошелек, в котором лежала пластиковая карточка и листок с записью пин-кода. До того момента, пока он успел заблокировать свою карточку, с нее сняли деньги.
В милиции нам сообщили, что можно подать заявление по факту кражи денег.

Кроме того, со своими вопросами мы обратились к заместителю директора РЦПК АСБ «Беларусбанк» Геннадию СЕРОМУ:

– Геннадий Владимирович, как Вы можете прокомментировать данную ситуацию? Есть ли возможность найти человека, укравшего деньги?
– Если карточка утеряна или украдена, или постороннему лицу стал известен пин-код, владелец счета (держатель карточки) должен немедленно заявить об этом в банк для постановки карточки в стоп-лист. В 3-дневный срок после устного заявления об утрате карточки владелец счета должен сделать письменное заявление в банк.

До письменного сообщения об утере либо краже карточки владелец счета полностью отвечает за операции по его карточке.

Владелец карточки обязан хранить свой пин-код в тайне, а в данном случае клиент в нарушение всех правил хранил пин-код вместе с карточкой, следовательно – это зона ответственности клиента (это по сути то же самое, что утерян кошелек с деньгами).

Найти того, кто снял деньги по этой карточке достаточно проблематично, т.к. выяснить, где была проведена операция несложно, однако еще не на всех банкоматах есть системы видеоконтроля, а если на конкретном банкомате и велась видеозапись, то злоумышленника может быть сложно опознать и тем более потом разыскивать, т.к. он наверняка снимал деньги, не сильно показывая при этом свое лицо.

– Должен ли банкомат в обязательном порядке быть снабженным системой видеонаблюдения?
– Оборудование банкоматов системами видеозаписи не является обязательным, это – дополнительные меры безопасности, принимаемые банками по своему усмотрению и за счет собственных средств для:

– обеспечения сохранности оборудования;
– увеличения вероятности розыска злоумышленников в случае актов вандализма;
– разрешения спорных ситуаций с клиентами в ряде случаев;
– получения дополнительной информации по попыткам использования утерянных (украденных) карточек;
– обеспечения вспомогательных функций безопасности.

Количество банкоматов, оборудованных встроенными системами видеонаблюдения (а равно и находящихся под внешним видеонаблюдением), – это информация закрытая, однако необходимо отметить, что АСБ «Беларусбанк» в нынешнем году значительно увеличивает количество таких банкоматов.

– Как долго хранятся видеозаписи?
– Хранится видеоинформация не менее 1 месяца. (В этом периоде, как правило, все возникшие инциденты уже становятся предметом анализа и реакции).

– Расскажите, пожалуйста, в целом о системе защиты пластиковых карточек.
– В целом же система защиты операций по карточкам представляет собой достаточно сложный, объемный и постоянно совершенствующийся комплекс мероприятий организационного и технического характера, который призван с самого начала «жизненного цикла» пластиковой карточки обеспечить сохранность средств клиентов и безопасность финансовых операций, совершаемых с использованием карточек.

Главное условие для клиентов – соблюдение элементарных правил пользования карточкой, свое¬временное уведомление в случае ее утери – и банк гарантирует полную сохранность ваших средств.

ПОТЕРЯВШИМ КАРТОЧКУ ЗА ГРАНИЦЕЙ БЕСПОКОИТЬСЯ НЕ СТОИТ

Своей жизни без банковской карточки сегодня уже не представляют более 2,5 млн жителей Беларуси. Вполне естественно и закономерно, что иногда они их теряют. Действия «маши-растеряши» в такой ситуации известны: нужно как можно быстрее связаться с банком и заблокировать карточку. Ситуация в корне меняется, если ситуация происходит не в Беларуси, а за ее пределами.

Большинство из нас слышали грустные истории невезучих выпускников об украденных или потерянных сбережениях, собранных за год на отдых, которые положились на древний бабушкин метод перевозки наличных к местам отдыха. Частично эта проблема может решиться сейчас, когда все большее число людей предпочитает в поездках за рубеж пользоваться своим карт-счетом в белорусских рублях или СКВ через банковскую карточку. Конечно, читатель обоснованно спросит – какая разница: если украдут наличные или карточку – деньги все равно пропали. Однако не все так просто. Как утверждают специалисты, именно защите денег от хищения уделяется особое внимание.

Как заверили нас в ЗАО «Межторгбанк», паниковать в случае потери банковской карточки за границей не стоит. Без средств к существованию несчастный турист не останется. По словам начальника отдела банковских карт ЗАО «Межторгбанк» Владимира ГУСАРОВА, «все банки, которые выпускают карточки, имеют круглосуточную службу поддержки клиентов и поэтому в случае утери карточки после телефонного звонка клиента в банк она моментально блокируется». Таким образом, уплатив за обслуживание карт-счета незначительную сумму и получив карточку Maestro, гражданин Беларуси приобретает взамен, как совершенно справедливо считает международная платежная система MasterCard International, «peace in mind» (спокойные нервы на весь отпуск за рубежом)».

Приобретая карточку, следует помнить, что у многих банков есть услуга срочного выпуска временной пластиковой карты. Изготовить ее должны в течение суток. Банк связывается с одним из уполномоченных банков международной платежной системы Visa или MasterCard в городе, где находится турист, и сообщает ему адрес, по которому можно забрать карту. Лимит средств на временной карте зависит от суммы, находящейся на карточном счете. После возвращения на родину временную карточку вам заменят постоянной.

«А что делать в течение суток, пока будет изготавливаться временная карточка», – спросите вы. Ведь по закону подлости часто бывает так, что наличных денег не остается даже на чашку кофе. Процесс ожидания скорее всего будет скрашен переводом от банка на неотложные нужды.

Те банки, которые предоставляют услуги по срочному изготовлению временной карточки, как правило, дают возможность экстренного получения наличных денег. Возможно это даже в тех случаях, когда мошенники все же ухитрились снять деньги с вашего счета. Банк может выдать вам определенную сумму, которая покроет текущие расходы.

Специалисты утверждают, что в случае потери или кражи карты за границей банк должен выслать клиенту наличные средства либо через систему денежных переводов вроде Western Union, либо через уполномоченный банк международной платежной системы Visa или MasterCard. Лимит суммы, которую может выслать банк, зависит от того, сколько денег находится на карточном счете клиента. Чем выше класс карты, тем больше денег, соответственно, банк может переслать клиенту в другую страну.

В большинстве случаев держатель карты может получить около 50 процентов от находящихся на его карточном счете средств. Клиентская служба банка в идеале должна уточнить местонахождение клиента и переслать средства в ближайший к нему уполномоченный банк или в отделение системы денежных переводов. Конечно, потеря карточки за границей обойдется дороже, чем в пределах родины, поскольку будет учитываться комиссия за экстренный перевод. Но деньги вы все равно получите. Помешать в этом может только языковой барьер или незнание местности.

Оставить комментарий