СЕЛО СПАСЕТ АГРОТУРИЗМ

Новомодное понятие «агротуризм» вошло в белорусский обиход совсем недавно. И для многих пока остается малопонятным – и как слово, и как явление. Вместе с тем, многие специалисты считают, что создание новых рабочих мест в сфере агротуризма является одним из путей преодоления бедности в сельской местности.

НОВАТОРЫ ИЗ ФЕРМЕРОВ

Жительницу деревни Клястицы Россонского района Витебской области Аллу ХОРЕНЬ к этому «новаторству» подтолкнула сама жизнь. Вышло так, что семья осталась практически без работы, а найти подходящее место, которое обеспечивало бы достойное существование, на селе нынче весьма непросто.

– Стали мы думать, что нам делать, как кормиться, – вспоминает Алла Николаевна. – Родные места покидать не хотелось – так здесь нам нравилось, такая природа у нас красивая! Вот и решили на семейном совете: раз живем мы на земле, на ней и будем трудиться.

Так в семи километрах от Клястиц возникло новое фермерское хозяйство. Урожая, который приносили 23 гектара земли, хватало семье Хорень, чтобы прокормиться. Это потом уже было знакомство с общественным объединением «Агро- и экотуризм», поездка на семинар, где объяснили основные принципы организации сельского туризма. Идеей этой Алла Хорень загорелась. В своем родном Россонском районе она организовала собственный семинар, пригласив всех желающих заняться этим новым для сельчан делом. Сейчас в районе уже действуют шесть усадеб, готовых принимать гостей, которые желают отдохнуть на лоне прекрасной природы севера Беларуси. Еще двенадцать хозяев должны присоединиться к агротуристическому сообществу Россонщины в нынешнем году – они заканчивают обустройство своих «гаспадарак» для этих целей.

ТУРИСТИЧЕСКИЙ БУМ

Как самостоятельное явление сельский туризм сформировался в 80-е годы ХХ столетия.
– Политические процессы, охватившие Старый Свет, привели к демократическим изменениям во многих странах, – рассказывает специалист ОО «Центр социальных инноваций» Леонид КАЛИТЕНЯ. – Но на пути преобразований неизбежны экономические проблемы, связанные с ломкой старой системы и проведением реформ. Особенно болезненно эти изменения затрагивают сельскую местность. И туризм стал одним из основных инструментов снижения уровня бедности сельского населения – эта сфера попросту дала селу столь необходимые рабочие места.

Агротуризм сейчас переживает настоящий бум в Европе, уставшей от собственной урбанистической цивилизации. В некоторых регионах Северной Европы эта сфера дает от 40 до 60 процентов денег, работающих в местной экономике. Впрочем, отмечают эксперты, сельский туризм нельзя назвать сверхприбыльным бизнесом – скорее, это способ уменьшить социальную напряженность и позволить сельчанам обеспечить себе достойную жизнь и снизить уровень бедности.

ЗА ЧЕРТОЙ БЕДНОСТИ

Как и во многих странах с переходной экономикой, наибольшему риску бедности в Беларуси подвержены сельские жители, – отмечает Наталья ЕФРЕМЕНКО. – И с каждым годом разбежка в благосостоянии горожан и сельчан становится все более разительной. Сельскохозяйственные предприятия, которые по-прежнему являются основными работодателями на селе, находятся в плачевном состоянии. Поэтому очень важно поддержать инициативу сельских жителей по развитию агротуризма, а также снабдить их необходимыми для этого знаниями.

ВСЕ ПРЕЛЕСТИ – ВСЕГО ЗА ДЕСЯТЬ «БАКСОВ»

В целом по Беларуси уже работают более 300 усадеб, которые с разным успехом пробуют свои силы в этой отрасли. Как же выглядит сельский туризм по-белорусски? Клиентами в основном становятся жители близлежащих городов. В большинстве случаев приезжие туристы – это компании, желающие провести выходные или праздники, поудив рыбу, хорошенько пропарившись в баньке да закусив шашлычком. Хозяева предоставляют им ночлег и стол. Как правило, имеются уже готовые наброски меню, но радушные владельцы усадеб всегда готовы подстроиться под вкусы своих гостей: кто-то предпочитает пожить на молочных продуктах, вкусив все прелести деревенской жизни, а кому-то любо-дорого и разносолов отведать. В итоге день пребывания в сельской усадьбе для одного горожанина обходится в 10, максимум – 15 долларов.

Успешные хозяева принимают в год около сотни гостей – не так уж и много, но для начала весьма неплохо. И главное – люди, что называется, входят во вкус, втягивают в это дело своих соседей и думают о развитии этого бизнеса. А вот тут-то и начинаются вопросы.

ВОПРОСОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОТВЕТОВ

Многие желают улучшить свои дома для того, чтобы гостям было комфортней отдыхать. Простой закон бизнеса: лучше условия – больше клиентов – большая прибыль. Но, к примеру, взять кредит в банке не так-то просто. Дело это для Беларуси новое, поэтому банкиры не спешат вкладывать в него средства. К тому же туризм вообще дело нестабильное. Тут все зависит от целого ряда объективных причин: какой сезон, какая погода, какие цены на заграничные вояжи (люди-то могут и в Египет поехать), и так далее, и тому подобное…

Белорусский парламент уже подготовил долгожданный закон о сельском туризме, который, впрочем, пока еще не подписан президентом страны. Но творение наших законодателей многих специалистов, которые вплотную занимаются агротуризмом, удивило. Законопроект оставляет многие вопросы без ответов и может принести больше проблем, чем их решить. К примеру, в соответствии с проектом, сельский туризм – епархия исключительно физических лиц. Индивидуальные предприниматели заниматься им не смогут. Тогда начинаются загвоздки: как собирать налоги, как организовать питание (тут ведь есть специальные нормативы)…

Кроме того, у нас очень любят «защищать потребителя». А физические-то лица, согласно родному нашему законодательству, не могут оказывать платные услуги! Не дожарят вам шашлык или в баньке перепарят – жаловаться не на кого будет! Впрочем, ситуация эта – надуманная. Клиента сельчане встречают радушно и обхаживают от души.

Но «защищать потребителя», как показывает опыт, обязательно захотят. Но хочется верить, что защита будет цивилизованной, и чиновники не отобьют у сельчан тягу к бизнесу.

Оставить комментарий