РИСУЮЩИЙ Быков

С приближением праздничной даты - 60-летие освобождения Беларуси - все больше культурных акций посвящается военной теме. Музеи и галереи отыскивают новые имена, вспоминают старые и соревнуются в эксклюзивности экспозиций. Галерея ЕГУ не открывала новых имен и не готовила выставку для отвода глаз: герой экспозиции, открывшейся 20 июня в главном корпусе университета, не кто иной, как сам Василь Быков. Только «другой Быков» - камерный, неизвестный читателям.

Выставка собрана из небольших блокнотных листочков-дневников, на которых писатель запечатлевал свои мгновенные мысли, эмоции в виде ироничных неказистых рисунков. Блокнот Быков всегда носил с собой, у сердца. Как оказалось, рисунки представленные на экспозиции, – небольшая часть огромного графического наследия Василя Владимировича.

Увидеть же их стало возможным благодаря доброй воле и помощи Ирины Михайловны Быковой, супруги крупнейшего белорусского прозаика ХХ столетия. Рисунки литераторов – особый раздел графического искусства, традиционно уникальный. Издавна в обычае прозаиков и поэтов было «…марать летучие листы» не только текстами. Сам материал (перо, тушь, чернила, бумага) – тот же, каким пользуются художники-графики, - провоцировал художников слова на возвращение от буквы к пиктограмме, к рисунку.

Однако эпоха пера и бумаги уходит на наших глазах под аккомпанемент компьютерной клавиатуры. Сегодня «…перо, забывшись не рисует / Близ неоконченных стихов / Ни женских ножек, ни голов», - мог бы констатировать с сожалением один известный поэт-рисовальщик. Вполне возможно, что автор приведенных строк, будь он жив сейчас, не стал бы тратить время на сожаления о тотальном наступлении техногенной цивилизации, а в силу присущей ему гениальности быстро бы освоил пару компьютерных программ и рисовал бы женские ножки и головы уже с их помощью.

Приходит иная эстетика, вместе с иной моторикой и иным мышлением. Простой росчерк не то что гусиного пера, но даже обычной гелевой ручки скоро станет рукотворной экзотикой.

Стремительная гибель культуры ручного письма – одна из причин повышенного интереса к творческой кухне профессионалов-литераторов. К материальному телу текста: к рукописям, черновикам, дневникам. И к рисункам-почеркушкам. Эта тенденция интернациональна - в Государственном Литературном музее в Москве экспонируется сейчас выставка «Poeta pingens / Писатель рисующий», где собрана живопись и графика известнейших российских литераторов XVIII-XX столетий от Лермонтова до Вознесенского, от Жуковского до Сорокина и Пригова. В экспозицию вошло около 500 работ, большая часть которых неизвестна даже специалистам. Выставка Галереи ЕГУ «Василь Быков: рисованный дневник писателя» вводит в поле зрения исследователей целый пласт ценнейших автобиографических материалов знаменитого писателя, хотя главной задачей остается открытие «другого Быкова». Дневников в привычном для нас понимании - с датами и регулярными записями - Быков никогда не вел. Он зарисовывал мгновенные впечатления всю жизнь. С карандашом или ручкой не расставался никогда – рисовал на прогулке, на вокзале, делал наброски в залах заседаний, на отдыхе, в дороге. Помечал зарисовки датой – поэтому и возможно назвать эту графическую хронику собственной жизни дневником. В этих работах раскрывается его характер, видение мира, окрашенное подчас мягкой, но часто и горькой иронией – прежде всего самоиронией. Интересны рисунки Быкова и как документы времени: небольшая закорючка – в озере купается Рыгор Барадулин, а вот празднование 50-летнего юбилея Владимира Короткевича.

Широкая аудитория впервые увидела несколько рисунков Василя Быкова в восьмом номере журнала «Дзеяслоў», где были опубликованы также рабочие записи писателя, дневниковые по характеру. Полномасштабная экспозиция - первый опыт сотрудничества Галереи ЕГУ с недавно созданным культурным фондом «Артеко».

Оставить комментарий