НА ПУТИ К СОВЕРШЕНСТВУ

До идеала пока далеко, но прогресс есть

Многие из нас хотели бы быть такими богатыми, чтобы можно было уже не платить налоги. Но это иллюзия. Налоги – это та цена, которую мы отдаем за возможность жить в цивилизованном обществе. Вечная проблема: государство постоянно ищет обоснования для новых сборов, граждане, даже самые честные, ищут возможность заплатить как можно меньше.

Без всякого лукавства можно сказать, что в Беларуси отношение налогового инспектора по отношению к налогоплательщику строится на принципе «отнять и поделить». При этом все понимают, что складывать и умножать было бы полезнее для всех. Увы, пока не получается. Нормативные документы в этой сфере напоминают поговорку «семь пятниц на неделе». Их изменение несколько раз в год не только усложняют жизнь субъектам хозяйствования, но и губит стимулы для честного зарабатывания денег, а значит, и развития экономики в целом.

ДОЛГАЯ ДОРОГА К КОДЕКСУ

Еще в прошлом году правительство представило на рассмотрение депутатского корпуса проект Особенной части Налогового кодекса. Парламентарии документ отклонили, предоставив разработчикам возможность пересмотреть его более досконально. Скорее всего, уже осенью этого года доработанный вариант вернется в парламент. Тем паче, что в последнее время разговоры об упрощении налоговой системы стали весьма популярны. Предложения по этому самому упрощению разрабатывает созданная по поручению президента правительственная рабочая группа. Результаты ее трудов реальный сектор экономики сможет оценить уже в следующем году. Особенная же часть Налогового кодекса – документ фундаментальный, содержащий все налоги, сборы и пошлины, которые будут действовать в стране. Радостные новшества для налогоплательщиков заинтересованные лица на этой неделе обсуждали за «круглым столом», организованным Минским столичным союзом предпринимателей и работодателей (ОО «МССПиР»).

Начальник главного управления налоговой политики и доходов бюджета Министерства финансов Александр КОЗЛЯКОВ обнадежил, что принятие нормативного документа позволит снизить налоговую нагрузку примерно на 5% ВВП. Цифра и вправду оптимистичная. Возможно, такой она станет в первую очередь за счет отсутствия в новой редакции Особенной части НК некоторых оборотных платежей, которые сегодня направляются в фонд поддержки производителей сельхозпродукции и дорожный фонд. Совокупная ставка этих в некотором смысле архаичных взиманий денежных знаков составляет сегодня 3,9% от выручки. Исключен из проекта также чрезвычайный налог, ставка которого на сегодняшний день составляет 3% от фонда оплаты труда.

Позитивным нововведением можно будет считать и то, что налогом на имущество (сегодня так называется налог на недвижимость) будет облагаться только пассивная часть основного фонда предприятий или субъектов хозяйствования, то есть здания, сооружения и так далее. Машины, станки, технологическое оборудование, передаточные устройства и прочий «актив» из-под налогообложения будет выведен. По мнению А.Козлякова, такие действия станут достаточно серьезным стимулом для инвесторов, занимающихся непосредственно производственной деятельностью.

Для тех, кто при выполнении своего долга перед государством использует упрощенную систему налогообложения, на 2% снизится ставка налога (с 10 до 8%). Сократить планируется и местные налоги и сборы.

Основная проблема, по мнению разработчиков, сейчас в принятии документа. Процедура эта длительная, за время рассмотрений и согласований проект пусть незначительно, но все-таки морально устаревает. К примеру, пока документ находился на стадии разработки, Президент ввел налог на ремесленную деятельность, которого, естественно, в Особенной части НК пока нет. Учитывая такую подвижность налогового законодательства, скорее всего принимать его будут блоками, так же, как и российская Госдума.

НЕ ОТДЫХАТЬ, НЕ РАССЛАБЛЯТЬСЯ…

Вот так представишь себе новую систему налогообложения без оборотных налогов, четкую и выверенную, и захочется сразу платить налоги с таким чувством, как будто даришь подарок самому дорогому человеку. Но и у процесса упрощения есть свои сложности. К примеру, вице-председатель ОО «МССПиР», председатель Экономического Совета Александр КАЛИНИН назвал проект Особенной части НК документом прогрессивным, но недостатки тоже отметил.

Никак не могут разработчики отойти от отсылочных норм. Их, конечно, стало меньше, но поработать еще есть над чем. Более существенным недочетом можно назвать так и не решенный вопрос на дивиденды. По словам А.Калинина, в Беларуси он значительно выше, чем в РФ (15 и 9% соответственно). Эта разница неминуемо учитывается инвесторами, когда встает выбор места вкладывания денег. Этот недостаток в проекте документа отмечали многие эксперты. В частности, главный редактор журнала «Налоговый вестник» Андрей КАРПУНИН считает, что нерешенность этого вопроса «толкает» многих производителей «в тень». Кстати, вопрос о налогах на дивиденды обсуждается уже не первый год, вносили его и в первый вариант Особенной части, но поддержки в Администрации Президента он так и не нашел.

Не верит А.Карпунин и в то, что принятие документа сможет остановить «разгул самостоятельности местных властей», которые все равно будут придумывать новые сборы и пошлины. Видно, жизнь приучила субъектов хозяйствования с недоверием относиться к обещаниям снизить налоговое бремя. Практика показывает, что даже если в бюджет страны и закладывается некоторое снижение налоговой нагрузки, в течение года найдется повод эту разницу вернуть.

По мнению многих экспертов, неплохо бы перенять европейский или американский опыт, когда налог на прибыль уплачивается по итогам финансового года или поквартально. Это значительно сократило бы саму процедуру и увеличило бы оборотные средства. Однако пока такие методы борьбы с «налоговым терроризмом» у нас не приживаются. Остается бороться со сложностями путем их упрощения.

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о