ВОКЗАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ

Белорусская железная дорога на грани очередного громкого скандала

Поводом для этого могут послужить результаты многочисленных проверок, которые проходят сейчас в главном транспортном ведомстве страны. Ревизорам, в числе которых и работники транспортной прокуратуры республики уже удалось выявить массу финансовых нарушений.

Так на днях транспортная прокуратура закончила расследование махинаций совершенных во время реализации самого амбициозного проекта БЖД последних лет – реконструкции оршанского вокзала.
В ходе расследования выяснилось, что во время ремонтно-восстановительных работ государству был нанесен ущерб в размере 151 миллиона рублей. В качестве главного обвиняемого в деле фигурирует начальник оршанской Дистанции гражданских сооружений Владимир Сиднев. Правда, его вина сводится лишь к подписанию акта приема выполненных работ. Реконструкцией оршанского вокзала занималась крупная столичная строительная фирма. Заказ был большой. Требовалось не только привести в порядок здание, которое относится к памятникам белорусской архитектуры, но и возвести пешеходные мосты, обустроить фонтан и скверы. Руководству БЖД требовался идеальный объект, способный поразить даже президента. Кстати, слухи о том, что глава государства приедет на открытие реконструированного вокзала, ходили еще задолго до начала строительных работ.

Может, поэтому, от строителей потребовали четкой и оперативной работы. На реконструкцию вокзала подрядчику выделили чуть меньше года и 20 миллиардов рублей. Сумма довольно солидная. По мнению экспертов, на такие деньги можно было реконструировать как минимум два-три вокзала. Получилось бы скромно и со вкусом. Но Орша требовала особого внимания. Долгие годы на состояние «восточных ворот» железнодорожники не обращали внимания. О пятнах и облупившейся штукатурке время от времени говорили лишь государственные мужи, которые следовали поездом из Москвы в Минск. БЖД предпочитала не распаляться. В те времена в Минске строился знаменитый центральный вокзал. Только после того как минская достопримечательность была по достоинству оценена главой государства, железнодорожники взялись за оставшиеся станции и полустанки.

Всего на реконструкцию и строительство вокзалов БЖД выделила 130 миллиардов рублей. Вокзалы Жлобина и Бобруйска, например, обошлись почти в 30 миллиардов рублей – по 15 на каждый. Не оставили железнодорожники без внимания и станцию в Волковыске: ее реконструкция стоила около 8 миллиардов рублей. Дешевле всего обошелся ремонт рядовой станции в Калинковичах. За отделку фасада и внутренних помещений строители запросили всего три миллиарда рублей. Стоит отметить, что в качестве подрядчиков выступали в основном коммерческие организации, что, по мнению экспертов, привело к повышению стоимости проектов. При этом размах строительства на всех упомянутых станциях был не чета оршанскому.

На первый взгляд в Орше строителям даже удалось сэкономить. Говорят, за счет простых работяг. После торжественного открытия обновленного вокзала в проверяющие инстанции посыпались жалобы от рабочих, которые были заняты на объекте. Люди жаловались, что подрядчик и железная дорога задолжали им зарплаты за полгода каторжного труда. БЖД поспешила от скандала откреститься и перевела стрелки на генерального подрядчика. Последний тоже развел руками, заявив, что выделенных дорогой денег, увы, на всех и все не хватило. Так что, несмотря на все указания президента, вопрос с заработной платой до сих пор висит в воздухе. Равно как и проблема с ликвидацией многочисленных строительных недоделок, которые были обнаружены уже после подписания акта приема работ. Кстати, за своевременный росчерк пером столичная строительная фирма получила солидную премию и право игнорировать претензии заказчика. Теперь закрывать строительные бреши придется простым железнодорожникам, независимо от результатов расследования прокуратуры и Комитета государственного контроля. Подопечные Анатолия Тозика уверяют, что вопрос с вокзалами еще рано снимать с повестки дня. Затраченные на реконструкцию станций суммы нуждаются в детальной проверке. Силовики сомневаются, что средства, выделенные на капитальный ремонт вокзальных зданий, расходовались в соответствии с предписаниями и планами. Некоторым проверяющим мозолят глаза мраморная плитка и шикарные комнаты отдыха. Кроме этого, после реконструкции упомянутых объектов увеличился и штат обслуживающего персонала. Это и понятно: закупленное сверх плана дорогостоящее оборудование требует более пристального внимания.

Однако, по мнению отдельных экспертов, вкладывать астрономические суммы в придорожную инфраструктуру – неразумно. В первую очередь, БЖД следует заботиться о подвижных составах и закупке колесных пар. Теоретически для нормальной работы БДЖ ежегодно требуется более пяти тысяч колесных пар. Начиная с 2003 года закупки жизненно важных узлов заметно снизились. В результате встал вопрос о привлечении сторонних перевозчиков.

Вполне возможно, что по окончании «вокзальных» баталий БЖД окажется на грани очередного скандала. Его может спровоцировать и злополучный оршанский вокзал. В ближайшее время прокуратура намерена передать материалы уголовного дела в суд. Прокурорские работники сетуют, что за время следствия им не удалось выявить все нарушения, допущенные при реконструкции «восточных ворот». Но даже с имеющимися на руках у следователей доказательствами дело обещает быть достаточно громким.

Оставить комментарий