ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ МОЖЕТ СТАТЬ МЕНЬШЕ

Ходят слухи, что предприниматели вновь хотят начать забастовки. По крайней мере, некоторая часть представителей малого бизнеса снова начинает активно выражать свое недовольство относительно собственного положения. А тут ко всему прочему совсем скоро наступит 1 июля – конец так называемого безэндээсного периода работы индивидуальных предпринимателей (ИП).

Внезапный для нашего правительства НДС еще в начале года был воспринят «индивидуалами» в штыки. В успокоение бунтующих торговцев, не понимавших, как быть с новыми правилами взимания налогов, пришлось вмешаться лично главе государства. Тогда как раз и появился Указ № 148, содержащий некоторые меры поддержки и стимулирования малого бизнеса. Именно в то время была изменена система расчета арендной платы. Тогда же было обещано до 1 июля разобраться с коварной эндээсиной, чтобы никому не было обидно. Обещание, кстати, выполнено.

На выходных появился президентский указ № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности». Этот документ многие тут же назвали очередным шагом в диалоге бизнеса и власти. Правда, не уточнили, куда шагают говорящие: вперед или назад.

Самым главным нововведением указа стало установление фиксированной ставки налога на добавленную стоимость для товаров, которые ИП будут ввозить из России. Так, в частности, эта возможность предусматривается документом с 1 августа текущего года по 31 декабря 2006 года в случае отсутствия документов на ввозимые из России товары. При наличии необходимых документов предприниматели могут уплатить НДС в общем порядке.

НДС в фиксированной сумме исчисляется как двукратная сумма базовой ставки единого налога и уплачивается «по каждому торговому объекту, торговому месту на рынке, на которых осуществляется розничная торговля ввезенными из Российской Федерации товарами, (...) независимо от удельного веса таких товаров в торговом ассортименте».

Также, согласно указу, плательщикам единого налога будет предоставлено право отказаться от его уплаты и перейти до конца календарного года на общую систему налогообложения с уплатой установленных налогов и сборов. Таким образом, как подчеркивают разработчики указа, это позволит каждому предпринимателю выбрать наиболее приемлемую для него систему налогообложения.

Как уже было сказано выше, размер фиксированной суммы НДС будет исчисляться как двукратная сумма причитающегося к уплате единого налога в евро без учета повышающего коэффициента. А вот размер базовой ставки единого налога будет зависеть от вида и от региона деятельности предпринимателя.

В указе предусматривается дифференциация базовых ставок по пяти категориям населенных пунктов: Минск и Минский район; Брест и Гродно; Витебск, Гомель и Могилев; иные города областного подчинения; другие населенные пункты. Самые большие ставки назначены для столицы, а чем дальше от Минска – тем они меньше.

При этом областным Советам депутатов предоставлено право устанавливать понижающие коэффициенты к ставкам единого налога для тех предпринимателей, которые оказывают услуги населению в сельской местности и небольших городах.

Особо стоит отметить, что президентский указ сохраняет действующую льготу, освобождающую от уплаты таможенной пошлины тех, кто ввозит в Беларусь «товары третьих стран из Российской Федерации». Это значит, что ввозить совершенно бесплатно китайский или турецкий ширпотреб, купленный на московских оптовых рынках, можно, а вот товар, произведенный в России, – нет.

Между тем, все эти меры, предпринимаемые якобы для улучшения условий деятельности малого бизнеса, массового оптимизма в среде «индивидуалов» не вызвали. Пошли разговоры о расколе предпринимателей «на бедных и богатых». Как отметил в интервью БелаПАН экономист, «государство пытается применить к коробейникам те же законы, которые применимы к МАЗу и другим крупным предприятиям». Такие действия могут привести к тому, что уже к концу текущего года количество ИП особенно в регионах может значительно сократиться. Сами «индивидуалы» в новом нормативном документе пока значительных плюсов не заметили.

Более того, вполне прогнозируемо увеличение доли «серого» импорта в предпринимательской среде. Как отмечают представители предпринимательских объединений, в созданных условиях выгодно работать смогут только ИП в крупных городах, в частности, в столице. Да, в Минске арендная плата за последнее время снизилась на 25-30%, подобное в регионах встретишь нечасто. Введение же фиксированной ставки НДС увеличит выплаты чуть ли не в 2 раза. Работать в таких условиях эффективно смогут только оптовики. Конечно, похвально, стремление власти постепенно уходить к цивилизованным методам торговли, избавляясь от «челночества», но не путем же потопления мелких торговцев.

Кроме того, документ вносит коррективы в само понятие «индивидуальный предприниматель». Отныне заниматься бизнесом, без образования юридического лица, смогут не более трех человек, которые в совокупности должны иметь не более чем четыре объекта – торговых мест, помещений, где оказываются услуги населению, или транспортных средств. На практике это означает, что многим ИП придется сократить количество торговых точек, либо срочно переоформлять их на других лиц.

Кроме того, отныне предпринимателям необходимо строго учитывать объемы ввезенного товара и заносить эту информацию в книгу учета движения товаров. Эта книга вполне может стать еще одним объектом проверки со стороны контролирующих органов.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Отметим, что параллельно с этим, в правительстве, опять же по требованию главы государства, ведется работа над упрощением системы налогообложения. Так что впереди еще масса новшеств. Ведь неизвестно, к какому результату придет рабочая группа в этом вопросе.
Кроме представителей Минэкономики, Минфина, Министерства по налогам и сборам, свои предложения по этим вопросам собираются вносить и предпринимательские объединения.

В частности, принципиально новую систему налогообложения намерен продвигать Белорусский союз предпринимателей (БСП). По словам заместителя председателя Михаила ШАВЕЛЬЗОНА, принцип новой системы налогообложения для предприятий малого и частично среднего бизнеса – это 5-6 простых, понятных и легко считаемых налогов (Напомним, что сейчас их более 20). Кстати, нечто похожее уже применялось в Беларуси в 90-х годах. При этом речь не идет о снижении налогового бремени, но одновременно система должна быть очень простая. Любой проверяющий, по словам М.Шавельзона, сможет легко проверять за месяц около 20-30 предприятий. Налоговые нарушения упадут, по моим расчетам, до тех 7-8 процентов, которые будут подтверждать правильность этой системы».