В ОБХОД ПЕРЕКРЕСТКА

Проживание на главном перекрестке Евразии – щедрый дар Божий. Он дан белорусам. Иное дело, как этот дар используется. Тут уж на Всевышнего нечего кивать. Он сделал все, что мог. Чего не скажешь о нас.

Мировая экономика сейчас на подъеме. Товаров производится все больше. Они движутся из страны в страну. Грузоперевозки растут. Но последнее время международные транспортные потоки обтекают Беларусь, как река скалистый остров. За минувший год объездным путем через государства Балтии и Украину перевезено товаров почти на четверть больше. Нас уже не спасает выгодное географическое положение. Да и отечественные перевозчики стали терять рынок транспортных услуг. Владельцы грузов предпочитают сейчас иностранцев. С ними проще и надежнее. А главное – быстрее.

Происки Запада, равно как и Востока, а также Севера и Юга здесь ни при чем. В Европе товар, одолев тысячу километров, простоит в дороге в среднем два часа. В нашей стране простой будет около восьми часов. Хотя путь значительно короче – всего 500-600 километров. К тому же белорусские транспортные тарифы на 350-400 евро выше, чем европейские. Чему же тут удивляться, что грузопотоки двинулись в обход наших границ, а отечественные перевозчики потеряли заказы вместе с прибылью! Помимо них, страдает государственный бюджет, не добирая налогов. Большие потери несет и экспорт в Россию.

За морем телушка – полушка, да рубль перевоз. Это как раз о нашей торговле с восточной соседкой. Еще совсем недавно мы у нее были вторыми по объемам товарооборота. А сейчас отступили на шестое место. И не только новый механизм уплаты налога на добавленную стоимость тому причина. Немаловажно и то, что высокие транспортные расходы входят в цену белорусских товаров и лишают их конкурентоспособности. Многие российские регионы, прежде охотно покупавшие нашу продукцию, нашли уже себе иных поставщиков. В том числе и Москва.

Долгие стенания по этому поводу – дело бесперспективное. Куда важнее разобраться в причинах и действовать. Зряче, целенаправленно и эффективно.

Прежде всего, отечественным перевозчикам нужно обеспечить условия для работы хотя бы не худшие, чем у их конкурентов. К примеру, в России законодательно отрегулирована деятельность таможни и транспортно-экспедиторская. В Беларуси до формирования высокоэффективной национальной транспортной системы еще далеко. Необходимая законодательная база не создана. Во многом из-за этого на границе – заторы, с тарифами – произвол, а экспедиторами помыкают в пути все, кому не лень. Пока впечатление такое, будто международные транспортные потоки нам не дар Божий, а тяжелая обуза. Хотя на самом-то деле Беларуси суждено кормиться с дороги.

Однако появление таможенного и транспортного кодексов, закона об экспедиторской деятельности, разработкой которых занят парламент, само по себе мало что даст. Пожалуй, самая востребованная сейчас в мире сфера деятельности – это логистика. Специальные центры разрабатывают и осуществляют схемы наиболее быстрой и рациональной доставки конкретных товаров к конкретным потребителям. Такие центры во многих странах создаются на границах. Мало того, являются ее важнейшей составной частью. Задача – не тормозить, а как можно быстрее двигать товар, зарабатывать не на конфискате и штрафах, а на объеме транзитных перевозок.

Вопрос: вы о чем-нибудь подобном слышали у нас? Вот то-то. Белорусская граница куда больше славится тем, что здесь какой-то товар не продвинули, а задержали. Причем очень надолго. На недели, а то и на месяцы. А где бы можно было хоть одним глазом глянуть на беспошлинную транзитную зону или на зону экспортной переработки товаров? Для нас это экзотика. Притом теоретическая. А в цивилизованном мире давно уже обыденная практика. Там никого не надо убеждать в том, что главное – не производство товара. Его изготовят любого вида и в любом количестве. Главное – сбыт, быстрое и точное доведение товара до потребителя.

В международных перевозках сегодня на первый план вышли сроки доставки и сохранность грузов.

Жить на главном евразийском перекрестке – значит, всячески содействовать этому важнейшему для мировой экономики делу. Тогда, кстати, будем не просто жить. Тогда мы, белорусы, будем жить безбедно.

Оставить комментарий