ПОСЛЕ СМЕРТИ

22 июня исполнилось ровно два года, как от нас ушел народный писатель Беларуси Василь Быков. За это время не только открылись некоторые тайны, рассеялись слухи и домыслы, но и предстал взору новый, ранее неизвестный Быков

УМИРАТЬ НЕ СОБИРАЛСЯ

Дата и место смерти Василя Владимировича подтолкнули многих журналистов и почитателей его таланта к разговорам о том, что великий белорус вернулся умирать на родину. Этому способствовало и название только вышедших тогда в свет быковских мемуаров – «Доўгая дарога дадому». А как, мол, символично, что сердце писателя-фронтовика перестало биться в очередную годовщину начала войны!

Насчет последнего возразить нечего. А вот последовавшие вскоре воспоминания близких людей Быкова и расследования обстоятельств смерти Василя Владимировича подтвердили: не собирался Быков умирать в Минске, планируя вернуться в Прагу. Вот как об этом в интервью газете «БДГ. Для служебного пользования» вспоминал Сергей Юрченко, старший ординатор пражской больницы «Мотол», принявший непосредственное участие в судьбе Василя Владимировича в феврале-мае 2003 года: «У него были обратные билеты на 6 июня. Я должен был встретить его в аэропорту, и сразу из аэропорта мы собирались в больницу на контроль – нас должен был ждать онколог».

Тем не менее Быков, в очередной раз рискуя жизнью, задержался в Минске. Причина более чем уважительная – забота о будущем супруги. Дело в том, что жена Василя Владимировича Ирина Михайловна в белорусском консульстве в Праге обменяла старый паспорт на новый. Придя в ЖЭС, она узнала, что поставить штамп о минской прописке не представляется возможным, т.к у нее штамп о постоянном проживании в Чехии. Требовалось срочно решать этот «неприятный вопрос»…

«ТАИНСТВЕННОЕ» ОБРАЩЕНИЕ

С решением «неприятного вопроса» было связано и раскрытие одной загадки, долгое время тревожившей многих белорусов.

После того как президент Беларуси Александр Лукашенко в эфире программы «Личный вклад» (НТВ) рассказал о некоей просьбе о помощи со стороны близких Быкова, журналисты, среди коих был и ваш покорный слуга, бросились выяснять у последних, что имел в виду глава государства. В частности, в интервью одной из газет сын Василя Владимировича Василий заявил, что ни о каком обращении не знает. Так бы все это и осталось тайной за семью печатями, если бы однажды близкий друг Быкова народный поэт Беларуси Генадзь Буравкин не рассказал журналистам о своей встрече с тогдашним главой Администрации президента Уралом Латыповым. Оказалось, что последний незадолго до смерти Василя Владимировича пожелал узнать о состоянии здоровья В.Быкова и спросить, может ли чиновник чем-то помочь писателю. Вот тогда-то Генадзь Николаевич и рассказал Уралу Рамдраковичу о проблеме прописки Ирины Михайловны. Разумеется, глава президентской администрации помог решить «неприятный вопрос».

«БЫКОВСКОЕ» НАСЛЕДИЕ…

Прошедшие после смерти писателя годы сделали еще более очевидной неосведомленность корреспондента АТН Михася Ревуцкого, заявившего 23 июня 2003 г. в эфире БТ, что в последние годы Быков почти ничего не писал. Этот «ляп», между тем, не мог являться только личной проблемой журналиста, поскольку якобы подтверждал бытовавший в среде обывателя миф, что творчество Василя Владимировича ограничивается вошедшей в школьную программу «лейтенантской прозой».

Как бы то ни было, только за время работы за границей у Быкова вышло три книги. Это уже упомянутые мемуары «Доўгая дарога дадому» и сборники «Сьцяна» и «Пахаджане». Впрочем, оказалось, что и это далеко не все наследие великого писателя. Литературно-художественный альманах «Дзеяслоў» на протяжении двух лет печатает ранее не публиковавшиеся произведения Василя Владимировича. На сегодняшний день, хотя и небольшими тиражами, но увидели свет повесть «Афганец», памфлет «Апалагетыка iнтэ¬грацыi», рассказ «Бутэльчына, або Прэзідэнт на дрэве», притчи «Мурашкi», «Рэдкi дар», «Герой», «Iнтэграцыя». Кроме того, интересующиеся творчеством В.Быкова смогли ознакомиться с его перепиской с Ларисой Гениюш, Александром Лукашуком и записями разных лет, объединенных под заголовками «Парадоксы жыцьця» и «Пункцiры жыцьця». Публикация произведений не всегда традиционных для В.Быкова жанров стала хорошей почвой для новых изысканий литературоведов.

Однако, пожалуй, самым интересным открытием явилась демонстрация графических работ Василя Владимировича. Оказалось, что крупнейший прозаик XX века всю жизнь карандашом или ручкой зарисовывал свои мгновенные впечатления. Писал на рисунке свой комментарий и ставил дату. Наследие это огромно. Выставка работ В.Быкова, прошедшая 20 июня – 16 июля 2004 года, дала представление лишь о небольшой части этого «багажа». Заметим, что впервые широкий зритель мог увидеть несколько рисунков писателя в том же «Дзеяслове», а уж потом возникла идея организации выставки.

…И НАША ПАМЯТЬ

Во время упоминавшейся встречи У.Латыпова с Г.Буравкиным поэт решил попросить чиновника ускорить выход первого из планировавшихся в издательстве «Мастацкая лiтаратура» восьми томов собрания сочинений В.Быкова. Мол, пускай Василь Владимирович подержит его в руках перед смертью. Однако ни один том ни тогда, ни позже в свет не вышел. От прежних планов издательство отказалось. На вопрос корреспондента Радио «Свабода», почему так произошло, главный редактор «МЛ» Виктор Правдин только отметил: «На всех мероприятиях задают какие-то дикие вопросы»: «Чего мы Короткевича не издаем, чего мы того не издаем, чего мы Быкова не издаем? Боже мой, у нас четыреста издательств! Так издавайте, люди, если вы считаете, что тут они не выходят, ну!»

Вскоре после смерти В.Быкова усилиями руководства Союза белорусских писателей была создана общественная комиссия по увековечению памяти народного писателя Беларуси, куда вошли многие отечественные и некоторые зарубежные литераторы. Комиссия выступила с рядом инициатив. Так, кроме издания полного академического собрания сочинений В.Быкова, предлагалось присвоить его имя минскому проспекту им.Дзержинского, улице Свердлова в Гродно, школам в Ушачах, в д.Кубличи и Полоцкому госуниверситету. Кроме того, общественные активисты посчитали справедливым присвоить имя В.Быкова областной библиотеке в Витебске, установить надмогильный памятник на кладбище в Минске, памятник в родных для Василя Владимировича Ушачах и мемориальные доски на домах по ул. М.Танка в столице и в Гродно, где жил писатель. Предлагалось также открыть литературный музей в Минске и учредить Международную премию им. В.Быкова.

Усилия не были напрасны, и кое-что из этого обширного списка удалось воплотить в жизнь. В первую очередь, речь, конечно, о возведении надмогильного памятника. Им стал небольшой светлый валун, дар из Хельсинки, где, по приглашению Финского ПЕН-центра, писатель прожил несколько последних своих лет.

Сложнее оказалось с переименованиями. Как известно, в ходе недавней «уличной эпопеи» в Минске, проспект Дзержинского «устоял». Более того, о необходимости в улице (хотя бы) В.Быкова тогда не было и речи. А вот в Гродно «топонимические пертурбации» и вовсе не ожидаются. Об этом сообщил местный горисполком. Зато в городе остается улица Свердлова и бульвар Ленинского комсомола! Вопреки, кстати, мнению 500 жителей Гродно, подписавшихся под обращением в мэрию с просьбой о переименовании последних.

А вот Кубличской сельской библиотеке имя В.Быкова присвоено. К юбилею В.Быкова, отмечавшемуся в прошлом году, был открыт и дом-музей великого писателя. (В деревне Бычки Ушачского района). Правда, поставлен он на месте дома, где прошли детские годы будущего классика белорусской литературы. Музей возвели в рекордные сроки и под потронажем местных властей. Но споры об уместности такой «подмены» не стихают. По словам же директора музея Николая Кирпича, «тут все сделано один к одному, сантиметр к сантиметру – так, как и было…Что осталось настоящее быковское? Заслонка для печи, ручки в дверях, две лавки, икона осталась – та, что висела в старой хате».

Мало кто знает, что за минувшие два года после смерти Василя Владимировича было снято, как минимум два документальных фильма о нем. Правда, в широкий прокат они не попали. Первый фильм – «Доўгая дарога дадо¬му…Рэквiем» независимой студии «Таццяна». Второй – «Васiль Быкаў. Вяртаньне» режиссера Виктора Корзуна. Первый – претендовал на выдачу прокатного удостоверения, но получил отказ Государственного регистра киновидео¬фильмов Министерства культуры. Второй – на заверение чиновникам не носили, распространяется на видео. Как поясняет продюсер «…Вяртаньня» Кася Камоцкая: «В Госрегистр мы не обращались. И не будем, поскольку с нашим государством ни в какие игры не играем. Соответственно, и по БТ его не покажут». Те же, кто попробовал пробиться на большой экран, узнали, что их фильм может отрицательно повлиять «на морально-этические основы жизни белорусского народа». Так или иначе, сделать это за 26 минут (продолжительность фильма) было бы проблематично.

Зато быковские герои обретают новую жизнь в театре. Так, по сообщению БелТА, Гомельский областной драматический театр и Союз театральных деятелей России реализуют первый совместный творческий проект – постановку спектакля по повести Василя Быкова «Пойти и не вернуться». По словам директора этого театра Валентины Роговской, областной театр стал участником проекта Российского Союза театральных деятелей, посвященного 60-летию Великой Победы. Для работы в Гомель был приглашен московский режиссер Валентин Варецкий. Премьера спектакля состоялась в Гомеле накануне 9 мая.

Известно и еще об одной постановке. Брестский Театр драмы и музыки нашел свой ключ к одному из самых известных произведений писателя, повести «Круглянский мост». «Мост» – новый спектакль коллектива – попал в третий тур театрально-телевизионного фестиваля «Этот день Победы». Московская премьера постановки подтвердила успех.

Главным лейтмотивом всех последних публикаций о В.Быкове была мысль о том, что от нас ушел лучший. Лучший не только в рамках избранного Василем Владимировичем ремесла… Этого, кстати, не отрицают, и конфликтовавшие с писателем власти. На этом фоне представляется, что делом увековечения памяти великого белоруса должны заниматься не только всевозможные общественные организации и просто энтузиасты, но и отдельные государственные институты. Думается также, что ратовавшие за переименование центральных проспектов и улиц Минска «широкие народные массы» не возражали бы против присвоения одной из них имени В.Быкова. Да и памятник фронтовику-писателю-гражданину ни один из наших городов не изуродовал бы. В противном же случае сложно избавиться от впечатления, что кое-кто до сих пор уверен, что «мертвым не балiць».

Оставить комментарий