ОНИ СДЕЛАЛИ ЭТО!

Проект закона «О борьбе с коррупцией» исключен из повестки дня второй сессии Палаты представителей

Многострадальный законопроект рассматривался в Овальном зале уже дважды. Дважды депутаты направляли его на доработку. Та же судьба ждала проект нормативного документа и в третий раз.

С момента появления законопроекта на свет парламентарии внесли в него более 60 поправок, но ни одна из них так и не была учтена. Кстати, напомню, что к пакету согласований по данному вопросу приложена написанная еще в прошлом году записка главы государства на имя Урала Латыпова (на тот момент – глава Администрации Президента), в которой говорится о важности принятия закона именно в этом виде. Записка заканчивалась фразой «И никаких компромиссов!». И все же народные избранники свое мнение отстояли, и неприятный документ был исключен из повестки без каких бы то ни было объяснений и комментариев. Этому событию предшествовало заседание постоянной комиссии по национальной безопасности, итоги которого показали, что у парламентариев по-прежнему имеется ряд претензий к проекту документа. Как видно, не удалось заместителю генерального прокурора Виктору ПРУСУ убедить депутатов в важности данного законопроекта. По его мнению, принятие закона «О борьбе с коррупцией» позволило бы создать целостную правовую базу по борьбе с этим злом, которое пусть и составляет 3 процента в общей массе преступлений, но «создает благодатную почву для организованной преступности».

Законопроектом устанавливались дополнительные ограничения прав государственных должностных лиц. Так, чиновникам запрещено иметь счета в иностранных банках, выполнять поручения политических партий и общественных организаций, продолжать членство в политической пар¬тии, если исполнение государственных функций является несовместимым с принадлежностью к политической партии.

Дополнительные ограничения устанавливаются и в отношении членов семей должностных лиц. Они, в частности, не вправе получать какое-либо имущество и услуги, в том числе приглашения в туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет юридических и физических лиц, находящихся в служебной и иной зависимости от данного чиновника. Государственные должностные лица и члены их семей должны ежегодно заполнять декларации о доходах и имуществе, а также информировать налоговые органы о заключенных сделках или принятии во владение имущества на сумму, превышающую 2 тысячи базовых величин.

Кроме того, из определения коррупции как злоупотребления служебными полномочиями исчезло слово «умышленное», зато появилось упоминание про «выгоду неимущественного характера». Объяснить эту формулировку депутатам не смогли даже сами авторы законопроекта. По мнению парламентариев, принятие проекта закона не смогло бы уменьшить саму ситуацию с коррупцией, зато список коррумпированных однозначно увеличился бы. Неоднозначность формулировок в конечном итоге «искусственно расширяет толкование термина “коррупция”» и автоматически позволяет относить к субъектам коррупционных правонарушений лиц государственных организаций, которые осуществляют деятельность, «связанную с непосредственным удовлетворением нужд, запросов и потребностей населения». Таким образом, те же депутаты, выполняя свои непосредственные обязанности и решая насущные проблемы своих избирателей, в конечном итоге получают ту самую выгоду неимущественного характера.

«Что мешает органам госуправления бороться со взяточничеством и коррупцией в рамках ныне действующего законодательства? – недоумевает Виктор КУЧИНСКИЙ. – Принятие этого закона вернет нас в тридцатые годы, когда сажали за колоски. Власть хочет жить при капитализме, управлять при социализме, а правоохранительные органы – жить по понятиям».

По слухам, закрытое заседание комиссии по национальной безопасности, на котором присутствовали представители прокуратуры, Министерства внутренних дел, Министерства обороны, Совета безопасности, КГБ, ГТК и Администрации президента, прошло весьма эмоционально. Депутаты спорили, нервничали и даже повышали голос. Им намекали, что выхода нет, что проект закона будет продавливаться любыми способами и именно в том виде, в котором существует на данный момент. Им предлагали принять его для начала хотя бы в первом чтении, а потом уже внести коррективы. И все же депутаты в данном случае оказались непреклонны. Буквально перед началом пленарного заседания стало известно, что проекта документа в повестке дня нет. Какова будет его дальнейшая судьба – покажет время.

В ТЕМУ

Жилищно-коммунальная отрасль Беларуси занимает по коррупции пятое место среди других отраслей народного хозяйства республики, уступив при этом пальму первенства только Министерству здравоохранения Республики Беларусь, Министерству промышленности Республики Беларусь и Министерству строительства и архитектуры Республики Беларусь.

В жилищно-коммунальной отрасли в 2004 году проведено более 500 проверок. Сумма только выявленного ущерба превышает 1 млрд 156 млн рублей.

Оставить комментарий