В КАРЕТЕ ПРОШЛОГО ДАЛЕКО НЕ УЕДЕШЬ

Гигантская техногенная катастрофа, оставившая без электричества Москву и ее окрестности, должна настроить на бдительный лад и нас, белорусов. Поскольку в обновлении машин, оборудования, технических систем, от которых зависит безопасность и нормальная жизнь миллионов людей, мы недалеко ушли от соседей-россиян. А кое в чем и отстали от них.

Каждое воскресенье я езжу навещать маленькую внучку в дребезжащем, перекошенном из-за старости, отчаянно коптящем небо автобусе «ЛАЗе». Ему давно пора на переплавку. Но подлатав сей реликт, его все равно выпускают на городской маршрут. Поелику заменить пока нечем. Такие же на ладан дышащие одры ползают по глухим сельским проселкам. С деревенскими стариками и детьми, в метель, стужу и лютый летний зной.

Положение с износом автобусного парка общего пользования очень серьезное. В пассажирских автохозяйствах до двух третей машин, а нередко и более, эксплуатируются свыше 10 лет. Инженеры-механики знают: это тот рубеж, когда наступает резкое снижение надежности автотехники. Соответственно, уменьшается и уровень безопасности перевозки людей.

Нетрудно подсчитать: чтобы иметь надежные автобусы, необходимо ежегодно обновлять не менее десятой части их парка. Обновляется же лишь 6 процентов. Из-за этого в стране уменьшились протяженность внутригородских автобусных маршрутов и количество перевезенных по ним пассажиров. Сократилось число ездоков и в пригородном сообщении. А меньше пассажиров – меньше выручка. Да и те небольшие доходы, которые получают автопредприятия, съедают издерж­ки эксплуатации машин. Два капитальных ремонта старого автобуса по затратам равны приобретению нового.

Такой вот получается замкнутый круг: нет новых автобусов – нет пассажирооборота, нет пассажирооборота – нет прибыли, нет прибыли – нет новых автобусов. По этому кругу недолго доехать и до беды.

Понимая это, Министерство транспорта и коммуникаций ставит целью в нынешнем году заменить десятую часть автобусного парка страны, для чего потребуется закупить 750 автобусов. Такой темп обновления подвижного состава предполагается сохранить и в дальнейшем. Для этого с 2007 года намечено ввести ограничения по сроку службы пассажирских автотранспортных средств. Миниавтобусы будут эксплуатироваться не более 10 лет, машины массой свыше пяти тонн – не более 15.

Благое дело. Но чтобы оно реализовалось, нужны инвестиции. И немалые. Только в нынешнем году для закупки автобусов потребуется 231 миллиард рублей. А на следующее пятилетие для приобретения 3.800 пассажирских машин потребуется 1,35 триллиона рублей. Где их взять?

Работоспособность подвижного состава будет поддерживаться в основном за счет мест­ных целевых сборов. Организации и индивидуальные предприниматели «скидываются» на транспорт и связанную с ним инфраструктуру и сейчас. На это установлена налоговая ставка в размере 4 процентов от прибыли, остающейся в распоряжении плательщиков.

Но если значительную часть этих средств направить на приобретение автобусов, то увеличатся и инвестиционные возможности автотранспортных предприятий. Одно дело дряхлый «ЛАЗ-695», на котором я каждое воскресенье езжу навещать внучку. Для того чтобы одолеть в городе 100 километров, ему нужно 42 литра бензина. И совсем другая езда на новеньком «ПАЗ-4234». Людей он перевозит столько же, а бензина потребляет почти вдвое меньше.

С умом подобрав подвижной состав по экономичности и вместимости, некоторые крупные автохозяйства Беларуси на одном топливе экономят 600-650 миллионов рублей в год. Так что обновление автобусного парка – это не только большие затраты, но и большая прибыль.

Есть в этом деле еще один немаловажный аспект. Как известно, Минский автозавод начал производить автобусы разной вместимости. Взявшись за обновление парка пассажирских машин, Министерство транспорта и коммуникаций уже в нынешнем году закупит на МАЗе более полутысячи автобусов. Это выгодно всем: и государству, и промышленникам, и перевозчикам, и нам, пассажирам. Недаром сказано: в карете прошлого далеко не уедешь.

Оставить комментарий