БЕСПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОПЛАТОЙ

Совсем скоро у нас появится Закон «Об общем среднем образовании». Парламентарии приняли в первом чтении соответствующий законопроект, который позволит законодательно закрепить все новшества, произошедшие в области среднего образования.

Как известно, еще в 1998 году в Беларуси начала реализовываться реформа общей средней школы. За это время, по словам представлявшего проект нормативного документа министра образования Александра РАДЬКОВА, изменилась структура и сроки обучения, в содержание образования были введены новые технологии, а также новая система оценки учебной деятельности. В частности, был осуществлен перевод начальной школы на обучение детей с 6-летнего возраста, средняя школа перешла на «пятидневку», а знания учеников стали оценивать по 10-балльной системе.

По данным министра образования, более 700 тыс. учащихся 1-7 классов, а это свыше 60% всех школьников, сегодня обучаются по программе 12-летней школы. Больше половины учеников 10-11 классов сейчас проходят дифференцированные профильные программы.

Кроме законодательного закрепления всех этапов реформы средней школы, проект закона содержит и нормы, касающиеся финансирования. Так, наряду с государственным финансированием, документом предусматривается возможность получить доходы от оказания платных образовательных услуг, а также от добровольных пожертвований юридических и физических лиц. Именно эта статья закона вызвала у депутатов вопросы. Например, Леонид КОЗИК вообще предложил убрать из закона норму, предусматривающую возможность оказания платных образовательных услуг. Мол, это приведет к тому, что эти дополнительные услуги станут распространяться на всех учащихся. «Если один ребенок станет получать дополнительные услуги, родители его одноклассника тоже будут платить, потому что им неудобно. Еще кого-то учительница сама предложит записать на эти дополнительные услуги. Надо четко прописать, уровень дополнительного платного и уровень бесплатного образования», – подчеркнул Л.Козик.

Министр образования напомнил, что, согласно закону, оказание дополнительных платных услуг не может осуществляться взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой из бюджета. Вместе с тем, полностью отказаться от платных услуг невозможно, поскольку каждый школьник нуждается в индивидуальном подходе, и наличие дополнительных возможностей позволяет сделать упор на каких-то определенных склонностях. Скорее всего, эта статья закона будет корректироваться.

Интересовала депутатов и проблема репетиторства. По словам Николая ЧУРСИНА, доходит до того, что учителя в школах напрямую заявляют родителям, что если они хотят, чтобы их ребенок поступил, необходимо нанять репетитора. А.Радьков согласился, что «репетиторство – это зло, с которым необходимо бороться». Однако конкретных шагов, кроме заложенных в законе подходов к дифференцированному образованию, позволяющего углубить знания по определенным предметам, у министерства пока нет.

Оставить комментарий