СЛАДКАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ

Многие люди любят сладкое. Белорусы – тоже.
Любое государство стремится помочь своим товаропроизводителям. Белорусское – в том числе.

На перекрестке этих бесспорных истин и возникла тяжба между отечественными и зарубежными изготовителями печенья, шоколада и карамели, именуемая антидемпинговым расследованием. Оно началось в июле прошлого года по инициативе концерна «Белгоспищепром», а в апреле должно было завершиться. Но продлено правительством еще на три месяца. Больно уж широкая география интересов затрагивается на белорусском рынке кондитерских изделий. Хоть сладости импортируются в основном из России и Украины, но маркируются они не только тамошними брендами, но и брендами многих стран Евросоюза.

В этом споре за потребителя у каждой стороны свои аргументы. Нашим производителям не нравится, что их мощности полностью не загружены. Вместо 122 тысяч тонн кондитерских изделий в год они изготавливают 107 тысяч. И это при том, что реальные денежные доходы белорусов растут, и еще 15 тысяч тонн сладостей вполне могли бы раскупаться на внутреннем рынке. Если бы не продукция заграничных конкурентов. В 2001 году доля импортного шоколада составляла в нашей торговой сети 72 процента, а в 2003-м уже 81. На те же 9 процентов увеличился удельный весь завозной карамели. А что касается печенья, то его доля выросла более чем вдвое – с 23 до 52 процентов. Особенно недовольны возникшей пропорцией минская «Коммунарка» и гомельский «Спартак». Их мощности по изготовлению шоколада используются сейчас лишь на треть.

Естественно, зарубежные поставщики свои позиции без боя не сдадут. Кроме изощренных доказательств, что не их товар – угроза экономике белорусских кондитеров, имеется у них за пазухой еще один весьма увесистый аргумент. Если ввоз их товаров будет ограничен квотами, то правительства Украины, России и Евросоюза тоже не останутся в долгу. А ведь объемы нашего экспорта сладкой продукции в ту же Россию почти вдвое больше объемов импорта из нее. Так что просто погнать заграничных купцов со своего рынка – не получится. Придется искать компромисс.

Да и получили уже наши производители шоколада и печенья, чьи позиции наиболее сильно потеснили заграничные конкуренты, немалые льготы на внутреннем рынке. Так, Минский городской Совет еще в прошлом году в полтора раза повысил в налог с продаж импортных сладостей. А с начала нынешнего года концерн «Белгоспищепром» ввел квоты на реализацию шоколада и печенья отечественного производства в торговой сети. Хотят того торговые предприятия страны или не хотят, а обязаны выкупить за год 25 тысяч тонн мучных кондитерских изделий и 6 тысяч тонн шоколада.

«Шоколадную» квоту охотно поделили между собой открытое акционерное общество «Коммунарка» и совместное предприятие «Спартак». А вот еще одно совместное предприятие – «Белорусская кофейная компания» – от льготы отказалась. Здесь мы переходим к самому главному в этой истории. Совершенно очевидно, что столпы нашей кондитерской промышленности проигрывают конкурентную борьбу за внутренний рынок. Отчего? Только ли в том причина, что в нашей стране более жесткие стандарты при производстве изделий из шоколада, и потому российская продукция почти на треть дешевле? Именно так объясняется необходимость госзаказа. Но почему тогда «Белорусская кофейная компания» не нуждается в подпорках? Она ведь работает по тем же стандартам, что и «Коммунарка» со «Спартаком».

Видно, наши столпы просто несколько обветшали. Прежде всего, технологически. Оттого и потеря конкурентоспособности по цене. В связи с этим вспоминаются рассказы о том, как на ту же «Коммунарку» не был допущен зарубежный инвестор. Некоторые средства массовой информации расценили сей факт как большой патриотический подвиг.

Но коль подвиг совершен, так где, спрашивается, конкурентоспособная продукция? А ежели таковой продукции нет, так был ли подвиг?

Государственный протекционизм принес свои плоды. Впрочем, весьма относительные. По оценкам «Белгоспищепрома», в торговой сети доля импортного шоколада составляет сейчас примерно 70 процентов. Как и четыре года назад. «Откат» за прошлый и нынешний годы – 11 процентов. А вот удельный вес зарубежного печенья не только не уменьшается, но все время растет. Так что фанаты импортных сладостей без любимых лакомств не останутся.

В принципе, так и должно быть. Нельзя наказывать ни в чем не повинного потребителя. Который покупает белорусское не потому, что оно белорусское, а потому, что отечественное хотя бы не хуже и не дороже, чем заграничное.

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о